Портал Ulpressa.ru и архитектурная мастерская “Симбирскпроект” запускают новый фотоконкурс, главная задача которого – передать красоту строгих пропорций, осознать смелость архитектурных приёмов организации пространства и понять геометрию мрамора и гранита архитектуры советского модернизма.

Фотоконкурс проводится до 31 ноября 2015 года. На рассмотрение принимаются работы, которые ранее не размещались в СМИ и на выставках. Принять участие может любой житель Ульяновской области, независимо от рода деятельности, возраста, пола и наличия профессиональных достижений в области съёмки. У каждой конкурсной работы должно быть указано имя и фамилия (псевдоним) автора и его контакты. Также к участию в конкурсе допускаются коллективы авторов.

 

ул

Конкурсные работы размещаются авторами фото в ленте https://vk.com/ulpressa73, в сети  Инстаграм. Обязательно с хэштегом  #sovmod73. Электронные версии работ в формате TIF или JPEG, размером не менее 2000 пикселей по малой стороне, в цветном или черно-белом исполнении, направляются в оргкомитет фотовыставки по электронному адресу yma@ulpressa.ru.  Мы выберем 2-х победителей. Первый определится открытым зрительским голосованием (простым количеством «лайков») на сайте Улпресса, второй — экспертным жюри. Каждый из двух победителей получит в качестве приза 10 тысяч рублей.  Призеров ждут поощрительные призы. 

А пока публикуем интервью с одним из авторов книги “Юбилейный Ульяновск” Александром Капитоновым. Книга посвящена архитектуре нашего города 70-х годов. В ней авторы называют Ульяновск «Меккой» советского модернизма и показывают, что здания этого периода являются ценнейшим культурным достоянием страны.

– Александр, расскажите, пожалуйста, о книге.

– Почетно, что изданием, посвященным Ульяновску, издательство ТАТLIN открывает большую серию книг, посвященных советским городам, – «Архитектура советского модернизма. Город».
В книге представлены лучшие здания и комплексы, возведенные в нашем городе в период с 1960-го по 1970 год. Большинство из них построены к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, отсюда и название книги – «Юбилейный Ульяновск». В 1970-е годы у нас в городе сложился уникальный по художественной выразительности архитектурный ансамбль, который отличает высокая концентрация зданий, спроектированных лучшими архитекторами страны. Это ансамбль мемориальной зоны, в который включены гостиница «Венец», педагогический университет, Дворец культуры профсоюзов, новое здание первой школы, гостиница «Советская» и, конечно, Ленинский мемориал; это ансамбль улицы Минаева, на которой расположены Дворец пионеров, детская библиотека, нынешний Дом техники и многие другие здания. Все эти объекты объединяет принадлежность к одному архитектурному стилю – модернизму. В книге по каждому зданию представлены исторические и современные фотографии, уникальные чертежи, описание объектов.

– Что послужило для вас импульсом к проведению серьезного детального исследования советской архитектуры нашего города?
– Это целый пласт архитектурного наследия Ульяновска, который ждет искусствоведов и исследователей. Это направление еще мало изучено, не проанализировано. С одной стороны, это уже историческое культурное наследие, и прошло достаточно времени, чтобы взглянуть на явление отстраненно, с профессиональной точки зрения, отбросив идеологический фактор. С другой стороны, большинство построенных в этот период зданий в течение последних десятилетий не подвергалось капитальному ремонту и в настоящее время требует серьезной реконструкции. В условиях неопределенного отношения современного общества к архитектуре советского модернизма возможны существенные невосполнимые утраты.
Советская архитектура уязвима, что определяется комплексом факторов: это и несоответствие функций, заложенных при проектировании, современным запросам общества, и не всегда высокое качество строительства в советские годы. Модернистская архитектура минималистична, в ней нет переизбытка деталей, и она выглядит хорошо, когда ровные лаконичные плоскости стен идеально окрашены, а витражи панорамного остекления в таком же идеальным состоянии. Но когда стены облицовывают самыми дешевыми материалами, завешивают рекламными заплатами, а стекла заменяют на фанеру – здание очень быстро начинает выглядеть заброшенным, неопрятным, трущобным. Большинство зданий этого времени подвергается грубым искажениям: Дворец культуры имени Чкалова облицевали сайдингом, Центральный универмаг под видом ремонта исказили до неузнаваемости, фасад превратили в рекламную тумбу, а что будет с главным корпусом завода «Искра» – трудно представить. Ведутся разговоры о вульгарной перестройке одного из главных архитектурных символов нашего города, выдающегося произведения советского модернизма – Ленинского мемориала. Все эти изменения не улучшают архитектурное качество существующих зданий. В советское время уничтожили историческую дореволюционную постройку города, теперь начинается постепенное уничтожение всего лучшего, построенного в советское время. Арендаторы и собственники лучших зданий советской эпохи меняют облик, перестраивают и сносят здания, не считаясь с их культурной ценностью.

цум

– А так ли это страшно? Есть мнение, что это морально устаревшие здания, «типовые серые коробки…».
– На самом деле это очень современная архитектура. Она логична, функциональна. И выполнена с высочайшим качеством. На момент строительства эти здания воплощали самые передовые решения архитектурной мысли. Они стоят в одном ряду с постройками Оскара Нимейера и Ле Корбюзье. За последние 40 лет в Ульяновске не было построено ничего сравнимого по архитектурному качеству, чем мы могли бы гордиться на международном уровне. Поэтому неудивительно, что когда к нам приезжают коллеги из Голландии, Германии, Австрии, Испании они искренне восхищаются этими зданиями, с восторгом гуляют по террасам вокруг внутренних двориков Мемцентра, отмечают его связь с окружением, любуются городом со смотровой площадки гостиницы «Венец». В ноябре 2012 года в Вене проходил архитектурный конгресс, посвященный cоветскому модернизму, отмечено, что архитектура этого времени является мировым культурным достоянием
– То есть интерес к советской архитектуре за рубежом выше, чем в России?
– И в России интерес к ней постоянно растет. В Екатеринбурге с успехом прошла выставка по материалам книги. С нами связываются архитекторы из других городов с просьбой привезти выставку по ульяновскому модернизму к ним. В одной из социальных сетей есть группа, посвященная советскому модернизму, которая набрала 15 000 подписчиков. Так что архитектура модернизма уже в центре внимания.

– Александр, кто принимал участие в создании книги?
– Для нас большая честь, что в авторскую группу, работавшую над изданием, вошли классики модернизма, признанные мастера и теоретики архитектуры Виталий Самогоров и Валентин Пастушенко, профессора Самарского архитектурного университета, московский искусствовед и историк архитектуры Ольга Казакова. Работа проходила при поддержке Ульяновского союза архитекторов. Хочется поблагодарить всех, кто помогал со сбором материала.

– Почему книга «Юбилейный Ульяновск» вышла в издательстве TATLIN?
– Крупнейшее российское архитектурное издательство TATLIN – организация с серьезной репутацией, отлаженными каналами распространения изданий в России и за рубежом. Эдуард Кубенский, главный редактор издательства, приезжал в Ульяновск, высоко оценил архитектуру 60-70-х годов в нашем городе. Мы поняли, что работаем на одной волне, над общими вопросами. Сотрудничество с этим издательством облегчило нашу задачу, партнеры взяли на себя дизайн издания, финальную верстку, обработку материалов. По сути, издатель является еще одной стороной, поучаствовавшей в реализации этого проекта.

– Вас можно поздравить с завершением серьезной работы…
– Не совсем так. Объект нашего исследования настолько широк, что пока преждевременно ставить финальную точку. Выход книги – промежуточный этап. Мы, наконец, увидели осязаемый результат нашей работы. В издание вошли самые важные, на наш взгляд, объекты советской архитектуры в Ульяновске. Но мы продолжим работать с этой темой. Мы готовим презентацию нашего труда в Ульяновске. Впереди презентация книги в Москве, Самаре, на крупных архитектурных выставках. Мы убеждены в том, что советская архитектура – это наш ресурс, который нужно изучать и сохранять. Это культурное наследие, которым можно гордиться сегодня, которое нужно не разрушать и забывать, а изучать, сохранять и использовать в развитии города.