Сегодня губернатор выступил на областной конференции регионального отделения партии «Единая Россия». По ссылке наш подробный репортаж.

Мы предлагаем Вашему вниманию наиболее яркие цитаты и самые содержательные фрагменты выступления по итогам выборов, экономическим показателям региона, предлагаемым изменениям в структуре муниципального управления и подготовке к выборам в Государственную Думу (осень 2016-го).

… все попытки КПРФ и ЛДПР придать «послевкусие» выборам, их разговоры о не признании результатов являются проявлением электоральной и содержательной беспомощности этих партий в Ульяновске”.

…На этапе праймериз. Мы не ошиблись, сделав процесс предварительного голосования максимально открытым, широким и честным. Из более чем 400 кандидатов 150 были беспартийными. В голосовании приняло участие более 60 тысяч горожан! В результате были отобраны лучшие из лучших. Это нам позволило сформировать отличную профессиональную команду, представляющую все основные социальные и профессиональные группы ульяновцев. Группу единомышленников, способную отстаивать интересы горожан и решать любые сложные и амбициозные задачи.

…На этапе избирательной кампании. Наша партия – это единственная политическая сила в регионе, которая шла на выборы с серьёзной, научно-обоснованной и детально проработанной программой – Стратегией развития Ульяновска до 2030 года. Во многом – это программа рывка Ульяновска вперёд, в число городов признанных лидеров не только России, но и Европы.

…По итогам выборов в Ульяновскую городскую думу Партия получила 38 депутатских мандатов из 40 с результатом 55,3% голосов. Мы видим рост электоральной поддержки Партии на 20%, по сравнению с предыдущими выборами. Напомню, что в 2011 году на выборах в Государственную Думу Партия набрала 39,2%, а в 2013 году во время выборов депутатов Законодательного собрания области – 37%.

Радоваться и радоваться бы, но давайте зададим себе пару простых вопросов:

– А всё ли сделали каждый член, первичные организации, исполком, фракции в Законодательном собрании и Городской думе Партии Единая Россия для победы?

– А не прятались ли некоторые за широкую спину губернатора?

Сравнение с общероссийскими показателями единого дня голосования оказываются явно не в пользу регионального отделения партии. Средний показатель голосов отданных за  «Единую Россию» 61,22%. То есть мы явно не дотягиваем! Улучшение в крупных городах проходило, как правило, на 10 – 20%. А это означает, что мы во многом не доработали, не смогли мобилизовать все имеющиеся резервы, Значит не до конца мы смогли воспользоваться возможностями наших мобилизационных проектов, таких как «Откровенный разговор», «От всей души», «Связь времен», «Политическое кураторство», «Партийная мобилизация» «Диалог», «Народный бюджет», «Народная инициатива», «Народные парки» и другие.

Хочу обратить внимание и на явку избирателей. Я имею в виду город Ульяновск. В целом по городу она составила почти 28% и это на 9 процентов больше, чем на последних выборах, прошедших в области в 2013 году. Однако среди молодежи, то есть возрастной группы от 18 до 35 лет, явка была существенно ниже. Значит, мы не выполнили поставленной задачи – повысить гражданскую активность молодёжи, привести её на избирательные участки. Скажу откровенно, в городской кампании партия, наши кандидаты не смогли достучаться до молодых людей, не смогли оказаться с ними на одной волне.

Глядя друг другу в глаза, надо честно признать, что работа во многом велась из-под палки, многие не проявляли инициативу, и что без участия губернатора результат, скорее всего, был бы другим. И это очень плохо!

Цель конференции заключается в том, чтобы наметить основные направления дальнейшей работы партии на следующем этапе политического цикла. Я напомню, что выборы в Гордуму стали своеобразной разминкой перед большими выборами 2016 года, когда нам предстоят федеральные выборы в Государственную думу и выборы главы региона. А Ульяновская область наверняка окажется под пристальным вниманием федерального центра, к нам будет приковано внимание центральных СМИ, федеральных общественных организаций. Поскольку наш регион оказался в числе оставшихся 4-х субъектов, в которых еще не были проведены выборы по новой выборной системе. Мы все должны осознавать всю ответственность, которая на нас ложится в самые ближайшие месяцы. Времени на раскачку нет ни секунды.

Фактически мы должны провести очень серьёзную перезагрузку партийной работы, и осуществить целый ряд шагов, реформирующих политическую систему Ульяновской области.

…Я напомню, что основным девизом, работы нашей партии до настоящего времени является формула «Слышать людей, работать для людей». Но сейчас в нынешних условиях эта формула стала недостаточной для того, чтобы партия сохраняла и усиливала свои лидирующие позиции в обществе, свой политический авторитет. Только слышать людей и работать для них уже недостаточно. На сегодняшний день самая основная задача партии – превратиться во всенародный центр притяжения здоровых сил общества, вовлечь в совместную работу по повышению качества жизни максимально возможное число жителей.

Выборы в Ульяновскую городскую думу отчетливо показали, что партии не удалось полноценно вовлечь граждан в различные партийные и социальные проекты, что именно это звено нашей работы оказалось слабым.

Поэтому мы должны расширить формулу работы партии. Считаю, что она должна звучать следующим образом: «СЛЫШАТЬ людей, РАБОТАТЬ для людей, ВОВЛЕКАТЬлюдей и ВМЕСТЕ получать РЕЗУЛЬТАТЫ».

Это именно те элементы деятельности партии, которые в системе должны выстроиться в серьёзную региональную политическую реформу. Если партия все-таки научилась слушать людей, хотя и становится со времени все более глуховата, то с вопросами вовлечённости у нас оказывается совсем плохо.

Поэтому вся мои основные предложения по реформированию, по перезагрузке нашей Партии, являющейся ядром политической системы, будут касаться именно принципа вовлечённости.

Считаю, что приоритетом в работе партии должна стать задача активизации политического участия граждан всех возрастов, всех социальных групп, их максимально возможное вовлечение в процессы управления развитием муниципальных образований, всего региона.

Справедливости ради следует сказать, что уже после избирательной кампании в Законодательное собрание области мы это поняли и многое стали делать в этом направлении.  Поэтому перезагрузка работы началась значительно раньше. На расширение вовлеченности направлен ряд проектов, которые партия активно развивает последний год – народные парки, народный бюджет, народные инициативы. Но по большому счету, доля активных жителей остается в общем-то невысокой. И успех приходит зачастую там, где появляется активный общественник. Если нет такового – то ничего и не меняется.

Но я хочу обратить ваше внимание, на то, что когда мы говорим «мы должны что-то сделать избирателям», то, по сути, выстраиваем неравноправные отношения с нашими избирателями: партия, депутаты находятся как бы сверху, над гражданами. А они вопрошают к нам и ждут «милости». Именно такие отношения «по умолчанию», заложены во все наши планы.

Это совершенно неправильно. Патерналистская модель отношений с избирателями, с населением должна уйти в прошлое. На политической повестке дня стоит задача выстраивать партнерские, равные, горизонтальные отношения с населением. А это можно достичь только через вовлечение граждан в наши проекты, в формирование общей с избирателями актуальной повестки дня. К сожалению, у нас пока нет системы работы по вовлечению граждан, по повышению гражданской активности избирателей, народной инициативы.

Сейчас требуются системные преобразования.

Что нам необходимо делать для того, чтобы повысить ВОВЛЕЧЁННОСТЬ граждан?

….

Второе. Мы должны закрепить персональную ответственность депутатов от нашей партии за положение дел в своих округах. Депутаты должны понимать, что на муниципальном уровне избранная власть – это, прежде всего, представительная, а уже потом законодательная власть. Вы, а не администрация, должны выражать и продвигать интересы жителей округа. Вы должны бороться за решение проблем, и не допускать появления новых. Вокруг вас должна формироваться активная, социально здоровая, оптимистично настроенная среда, концентрироваться лучшие люди округа, пользующиеся безоговорочным авторитетом. Вы должны постоянно быть в курсе любых событий в округе, какими бы тяжелыми и трудными они ни были. Вы должны стать настоящими народными депутатами.

Депутаты должны возглавить общественные органы управления территориями, реализацию партийных проектов на территории своего округа, регулярно выступать в рамках политшколы с политинформациями.

Необходимо развивать «интерактивные» формы работы с избирателями. Такие, например, как постоянный поиск низовых народных инициатив, совместная с населением реализация этих проектов и  постоянный мониторинг качества их выполнения.

И здесь очень принципиальный момент. Считаю, что мы постепенно должны уходить от практики сбора «наказов» избирателей. Поскольку наказы не предполагают вовлечённость жителей в совместную работу, а формируют потребительское отношение к власти. Кроме того, что такое наказ? Это недоработка власти. – Наказы появляются в том случае, когда местные муниципальные органы управления что-то делают не так или не выполняют свои обязательства перед населением. Поэтому реализация наказов всегда обращена в прошлое – мы доделываем то, что когда-то не было сделано.

Сейчас задача момента заключается в том, чтобы переориентировать партию со сбора наказов на выявление народных инициатив. Депутаты и члены Партии должны создавать условия, я бы даже сказал, провоцировать население на проявление инициатив, на разработку конкретных проектов, позволяющих всем вместе получить видимые изменения к лучшему.

Поиск и реализация народных инициатив должны стать «ядром» взаимодействия депутатов с избирателями.

Сказанное не означает, что мы должны вообще прекратить работу с наказами. При этом принципиально важно организовать правильную работу с наказами. Мы в самое ближайшее время должны завершить работу по систематизации всех наказов избирателей, которые были собраны в ходе выборной кампании в областном центре.Главное, что надо сейчас делать – соединить наказы с бюджетом города на 2016 год.

Считаю, что работу по систематизации наказов следует завершить уже к середине октября. 

Кроме того, очень важно, чтобы сложилась практика проведения в межвыборный период регулярных полугодовых отчетов депутатов о выполнении наказов и поиске народных инициатив.

В связи этим хочу выступить с инициативой разработки специального областного закона «О порядке учета и реализации инициатив избирателей». Смысл этого закона будет заключаться в систематизации и упорядочивании работы с инициативами избирателей. Закон должен создать условия для максимально открытого и прозрачного процесса работы народными инициативами. Все они должны стать номерными, и система позволяет отследить работу по совместной реализации каждой инициативы  и отчитаться перед избирателями.

Считаю, что каждый депутат, опираясь на будущий закон, будет иметь возможность через партию «Единая Россия» включить апробированные в «Народных думах» инициативы в специальную городскую программу реализации инициатив, которая в обязательном порядке должна будет обеспечиваться бюджетным финансированием. Закон должен будет предусмотреть равные права и равные возможности в работе по исполнению инициатив для всех депутатов соответствующего представительного органа.

Ведя речь об интерактивных формах работы с избирателями, я хочу привести пример Ульяновска. Так, в ходе избирательной кампании в Городскую думу многие из вас познакомились с большим количеством активных, неравнодушных людей, живущих рядом с вами. Это те, кто участвовал праймериз, помогал вам на выборах, проявлял личную заинтересованность. Мы ни в коем случае не должны терять этот актив. Поэтому в самое ближайшее время необходимо в каждом районе города сформировать «народные думы», которым нужно дать достаточно большие полномочия.

В народных думах может проходить апробация различных низовых инициатив, проводиться нулевое чтение проектов нормативно-правовых документов, которые затем будут рассматриваться в комитетах. Народные думы смогут осуществлять мониторинг выполнения наказов, участвовать в решении кадровых вопросов, формировать народный бюджет и контролировать бюджетные расходы. Следить за качеством выполнения работ различными подрядными организациями. Иными словами, народные думы станут верными помощниками и строгими контролерами депутатов.

Необходимо кардинальным образом пересмотреть отношение депутатов к личному приему граждан. Прежде всего, должно быть железное правило – проводить личный депутатский прием в шаговой доступности от избирателей, в шаговой доступности от тех проблем и вопросов, с которыми граждане к вам приходят. Я убежден, что 80% всех вопросов можно решить сразу на месте без каких-либо дополнительных запросов и бюрократической волокиты. Считаю, что прием по личным вопросам должны проводить депутаты всех уровней.

Еще один момент – интенсивность личных приёмов. Читаю в отчете Исполкома об исполнения плана мероприятий по реализации Года избирателя, что «депутатами всех уровней за 7 месяцев 2015 года проведено 168 личных приёмов». У нас почти 900 депутатов – представителей партии, а проведено 168 приемов – ноль целых восемнадцать сотых приема на одного депутата. Это просто смешно! Ни о какой системе работы и говорить не приходится. Каждый депутат должен проводить не менее двух приёмов граждан в месяц!

 Очень важно, чтобы накапливался и сохранялся передовой опыт работы депутатов. Вы достаточно много общаетесь друг с другом и знаете, что среди депутатского корпуса есть депутаты – лидеры, депутаты, чей стиль и формат работы может стать примером, образцом для других. Предлагаю эффективный опыт лучших депутатов закрепить в специальном областном Стандарте работы депутата Ульяновской области.

Это особенно важно в условиях, когда идет нарастание достаточно тревожных тенденций. Давая оценку социально-экономической ситуации в регионе, следует признать ее неустойчивость и неоднозначность.

С одной стороны, по итогам 8 месяцев в регионе продолжается рост промышленного производства (на 2,8%), увеличение объема вводимого жилья (на 37,4%), прирост поступления инвестиций в основной капитал (на 9,6%) в основном за счет капиталовложений в иностранную собственность, сохраняется низкой регистрируемая безработица (0,57%).

С другой стороны, под влиянием различных факторов отмечается большой разрыв в темпах роста отраслей промышленности – от 82,5% в производстве электрооборудования до 151,0% в машиностроении. Показывает отрицательную динамику сельское хозяйство (на 3%), уменьшается оборот розничной торговли (на 12,2%). Не может не тревожить ситуация, когда темпы роста цен опережают рост номинальной заработной платы (на 9,0 п.п.) и повышается уровень просроченной задолженности по оплате труда (на 4,6%).

Переломить сложившуюся ситуацию в ближайшей перспективе будет нелегко. В сентябре ожидается сохранение отрицательной динамики на уровне августа в сельском хозяйстве и в розничной торговле, замедление темпов роста прогнозируется в строительстве жилья (ожидаемый индекс 124%). Вместе с тем, положительные сдвиги прогнозируются в промышленности и инвестиционной активности. В сентябре мы ожидаем ускорение индекса промышленного производства до 104,6% и прирост инвестиций на 6-8%. Есть надежда, что ожидаемое снижение темпов инфляции до 0,2п.п. в сентябре замедлит падение покупательной способности населения области.

Такой разнонаправленный экономический фон формирует условия для постепенного повышения протестной готовности населения. И эта тенденция зафиксирована социологами. Так, поданным исследователей ВЦИОМ, более 30% ульяновцев- участников летнего опроса  считают, что в областном центре имеется целый ряд проблем, решить которые без организации акций протеста невозможно. А социологи Левада-Центра отмечают, что сегодня в стране наблюдается резкий рост трудовых протестов – локальные митинги уже идут, а социологи фиксируют увеличение их интенсивности. Кроме того, Центр социально-трудовых прав обнародовал данные также по стране о том, что за первую половину 2015-го количество трудовых протестов выросло на 45% по сравнению с первой половиной 2014-го.

О чем это свидетельствует? О том, что конфликты между работниками и работодателями на предприятиях принимают все более конфликтный характер. А что в этих условиях делает партия? В общем-то пока ничего.

Вовлечённость применительно к задачам партии означает, что не обществу – нашим избирателям – следует подстраиваться под чиновничий или партийный график и приходить, как будто «по вызову» в чьи-то кабинеты на совещания, или выполнять роль статистов во время партийных мероприятий. Все должно быть с точностью наоборот. Партийные лидеры, наша партийная элита должны приходить на предприятия и в организации, вовлекаться в уже существующие общественные организации и структуры, общаться непосредственно в производственных коллективах. Сейчас существует великое множество организаций, начиная от различных молодежных сообществ, заканчивая массовым обществом рыбаков и охотников – организаций и коллективов различной степени политизированности, в которых партия вообще не ведет никакую работу – ни разъяснительно-пропагандистскую работу, ни работу по оказанию содействия в решении тех или иных проблем этих сообществ.

Особенно важно участвовать в деятельности любых организаций территориального самоуправления – от домовых комитетов до ТОСов. Партия должна ставить задачу не просто войти в эти структуры, но и играть там главенствующую роль, задавать тон их работы, определять основные приоритеты и задачи.

Пока мы по-прежнему работаем не там, где надо, а там, где нам удобнее. Так дальше работать нельзя!

Структура партийной работы не менялась десятилетиями, а она должна становиться более гибкой, и соответствовать современным реалиям.  Неправильно, когда мы работаем на территориях, но не идем на предприятия. Наша цель – формирование качественного управления, помощь руководству предприятий и организаций в преодолении сложного социально-экономического этапа развития, помощь во взаимодействии с коллективом, организация разъяснительной работы. Я убежден, что союз Партии и хозяйственного руководства существенно повысит эффективность управления, позволит обеспечить социальную и политическую устойчивость предприятий.Поэтому следует активно развивать проект «Партком», дополнить его проектом «Профком». Каждый член партии должен брать на себя ответственность за положение дел в своих организациях.

Суть проекта Партком заключается в организации членами партии «Единая Россия» системной политико-идеологической работы на предприятиях региона, аналогичной той, которая велась во времена СССР. Считаю, что различные форматы работы – систематические политинформации, подготовка лекторов-политинформаторов из числа работников, обсуждение острых международных проблем, вовлечение коллективов в поиск наиболее правильных управленческих решений смогут обеспечить социально-политическую стабильность в коллективах, создадут дополнительные гарантии трудовой и социальной защиты работников предприятий  и организаций области.Целесообразно создать на каждом предприятии общественную структуру – «блок общественных коммуникаций», который может стать ядром системы политического информирования работников.

По сути, сегодня в экономической сфере, на предприятиях так же  нужны своего рода «комиссары» и «замполиты». Очень важно Партии наладить четкое взаимодействие с профсоюзными организациями, лидерами общественного мнения.

Отмечу, что уже сейчас политико-идеологическая работа (проект «Партком») достаточно системно ведется на ряде крупных промышленных предприятий региона – Авиастаре и УАЗе.

Говоря о повышении ответственности партии за развитие региона, всех муниципальных образований, необходимо понимать, что нужна перенастройка структуры управления на муниципальном уровне и обновление механизмов вовлечения партии в управление всеми, даже самыми отдаленными территориями области. Мы должны создать партийно-властный инструмент помощи территориям. Считаю, что такой своеобразной рукой помощи со стороны партии и губернатора может статьинститут комиссаров и Полномочных представителей Губернатора в территориальных округах на основе практики работы советского периода, системы полномочных представителей Президента России в федеральных округах и современного европейского опыта.

Вы наверняка знаете, что Государственная Дума уже обсудила в первом чтении законопроект о новой схеме одномандатных округов. Для нас это означает. что в Ульяновской области будет, по прежнему, 2 округа, но в новой конфигурации. В 187-й Ульяновский избирательный округ войдут – Заволжский и Ленинский районы города Ульяновска, город Димитровград, Мелекесский, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Старомайнский, Тереньгульский и Чердаклинский районы (в округе проживают 485 902 избирателя). В 188 Радищевский избирательный округ войдут – Железнодорожный и Заволжский районы города Ульяновска, город Новоульяновск, Базарносызганский, Барышский, Вешкаймский, Инзенский, Карсунский, Кузоватовский, Майнский, Николаевский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Старокулаткинский, Сурский, Ульяновский и Цильнинский районы (в округе проживают 550 722 избирателей).

Считаю, что Партия должна создать институт комиссаров, которые возглавят работу с избирателями в этих округах, возглавят всю политическую работу. Нам уже в самое ближайшее время необходимо будет на уровне политсовета, исполнительного комитета выработать основные контуры избирательной кампании, и наметить необходимые организационные задачи для всех структур Партии. Убежден, что комиссары смогут пройти очень хорошую партийную, организационную школу, наработают богатый опыт непосредственной, живой работы с избирателями. Поэтому комиссары – это потенциальные кандидаты от партии, а потом и депутаты Государственной думы от Ульяновской области и члены Совета Федерации. На комиссаров должна замыкаться вся вертикаль партийной власти – депутаты ЗСО, депутаты советов муниципальных образований, члены партии.

Что касается Полпредов губернатора в территориальных округах, то их главная цель – вместе с главами администраций нести ответственность за развитие территории.

Полагаю, что они будут решать такие задачи, как:

– Обеспечивать оптимальное распределение полномочий между областным, муниципальным и поселковым уровнями. Здесь необходимо обеспечить баланс ответственности и ресурсной обеспеченности полномочий.

– Вести разъяснительную работу, показывающую основные смыслы и значения для каждой территории решений Губернатора и Правительства региона.

– Оказывать организационно-информационную поддержку муниципальным образованиям по реализации основных направлений региональной политики.

– Содействовать государственным и муниципальным органам в обеспечении на территориях областного и федерального законодательства.

– Участвовать в обеспечении социальной стабильности в муниципальных образованиях.

– Создавать обратную связь между гражданами и Губернатором.

Полпреды будут наделены статусом «помощник губернатора», а местом их работы станет центр территориального округа.

Как полпреды будут вписаны в систему взаимодействия? Предполагается, что полпреды напрямую выходят на губернатора с частичным подчинением Заместителю Губернатора.

На муниципальном уровне полпреды в качестве основной линии взаимодействия выходят на блоки общественных коммуникаций местных администраций (по аналогии взаимодействия полпредств Президента с управлениями внутренней политики субъектов РФ).

Хочу подчеркнуть особо, что введение института Полпредств дополнительных затрат не повлечет и штаты не увеличат.

Именно поэтому партия должна включиться в формирование единой для всего региона системы муниципального управления. Здесь важная задача – повысить рольобщественно-социального блока.

На ваше усмотрение предлагаю вариант типовой структуры администрации муниципального образования. По нашему мнению, такая структура позволит более четко выделять приоритеты как с точки зрения интересов жителей, так и с точки зрения общерегиональных и общенациональных задач.  Полагаю, что структура администрации будет состоять из двух основных структурных элементов, возглавляемых двумя первыми заместителями главы администрации: 1) реального сектора экономики и 2) общественной и социальной работы. Данная структура позволит реализовать две главные задачи на муниципальном уровне: а) обеспечение бесперебойности функционирования системы муниципального хозяйства; б) обеспечение политической стабильности и высокого уровня контроля за ситуацией на местах.

Структурой, отвечающей за общественно-социальную политику в муниципальных образованиях, станет Отдел общественных коммуникаций, подчиняющийся Первому заместителю Главы администрации по развитию человеческого потенциала (в его отсутствие отдел подчиняется Главе администрации).

Задача отдела – формировать политические смыслы, обеспечивать их трансляцию населению муниципальных образований посредством СМИ, работы с общественными организациями, коллективами предприятий и учреждений, упреждение и реагирование на критические вызовы.

Данный отдел обеспечивает взаимодействие с местными отделениями партий, Советом депутатов муниципального образования, а также различными местными общественными организациями (в том числе межнациональными и межконфессиональными).

Предполагается, что на Отдел общественных коммуникаций будет возложено исполнение следующих функций:

– организация работы по подготовке и проведению выборов различных уровней;

– работа с общественными объединениями, политическими партиями, религиозными организациями, общественными советами, содействие в организации работы муниципальных общественных палат и палат справедливости;

– реализация мероприятий в области информационной политики, работа со СМИ (подготовка статей для размещения на новостном блоке сайта,  отслеживание и реагирование на критический материал на сайтах и т.д.);

– организация мероприятий по поддержанию межнационального согласия;

– взаимодействие с сельскими поселениями, организация системы кураторства на уровне поселений.

….

Мы должны научиться управлять эффектами! Научиться управлять восприятием со стороны населения! А для этого жители должны чувствовать свою вовлеченность, свою значимость.

Необходимо развивать самые разнообразные интерактивные формы работы с населением. Начиная от организации политинформаций и лекций через интернет или с помощью электронных средств. Заканчивая созданием сложных, разветвленных порталов, через которые граждане смогут проявлять свою активность. Надо использовать уже наработанный, признанный во всем мире опыт. Считаю, что нам по силам запустить новый партийный On-line проект для жителей Ульяновской области с активной гражданской позицией «Власть начинается с тебя» – наш ульяновский аналог «Активного гражданина».

Суть его заключается в создании интерактивного Интернет-ресурса – сильной обратной связи между населением и партией. Проект даст возможность аккумулировать любые, даже самые незначительные гражданские инициативы в сфере благоустройства, ремонта и содержания общественных помещений, электрификации улиц и так далее. Главное, что проект «Власть начинается с тебя» даст возможность гражданам оказывать влияние на решения власти, сформировать зоны совместной ответственности власти и жителей. Главный эффект в том, что любое изменение в городе, в населенном пункте жителями будет восприниматься как общее дело.