Почти месяц без горячей воды провели жители уникального во многих отношениях многоквартирного дома №44 по улице Хрустальной в Ульяновске. По факту нарушения идет проверка прокуратуры. Тем временем начинается отопительный период, а крышная котельная в любой момент может выйти из строя. В проблеме разбирался наш корреспондент.

Дом на ул. Хрустальная, 44 управляется компанией ООО «УК КПД-1». Изначально, это была компания застройщика. Однако после того как на УК начали периодически сыпаться предписания и взыскания за нарушения ГВС в жилом доме, расстановка сил поменялась. Руководство ООО «УК КПД-1» решило, что покрывать недоделки застройщика себе дороже и, по сути, вошла в конфронтацию с ним, перейдя на сторону жителей.
Как нам рассказали, застройщик, после такого бунта, моментально отказался от «УК КПД-1» и создал другую компанию – ООО «УК Заря». Под тем же названием, что и жилой комплекс застройщика на ул. Варейкиса. Учредителями новой УК стали самарские фирмы, в том числе «Средневолжская строительная компания»

– И к нам уже подходили, уговаривали, мол, вот остались бы у нас, была бы у вас компания от застройщика, тогда бы и проблем не было, – рассказывают жители. – Но почему-то нам кажется, что все было бы совсем наоборот. Опять задурили бы нам голову, что все нормально и все чинится. Лучше уж в суд обратимся…

Жители новостроек сталкиваются с массой проблем, суть которых – недоделки застройщика. Дело осложняется тем, что до поры до времени (до истечения гарантийного срока) их покрывают созданные застройщиком и навязанные собственникам УК.

Эксперимент не удался

– Застройщиком указанного дома являлось КПД-1, а непосредственно генеральным подрядчиком – ООО «Средневолжская строительная компания», – пояснил помощник прокурора Железнодорожного района Виталий КУЛИКОВ.

В ходе проверки по факту прекращения горячего водоснабжения прокуратура выяснила, что в доме установлены экспериментальные котлы российского производства.

– Многие брали ипотеку и покупали здесь квартиры именно из-за того, что автономное отопление, что обещали бельгийское оборудование, но по факту мы получили совсем другое, – рассказал нам представитель инициативной группы жильцов Вячеслав ВЕЛИКАНОВ. – Теперь выясняется, что оборудование сделано в штучном исполнении, запчастей к нему нет. На котел должна быть гарантия минимум 20 лет, это значит, что производитель его должен выпускать 20 лет, но об этом даже речи не идет. Нам всучили экспериментальную разработку какого-то неизвестного ООО, с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Кроме того, в котле используются нагревательные пластины, которые считаются расходным материалом. Об этом нас тоже не предупреждали, когда мы покупали квартиры. Пластины ломаются буквально через четыре дня работы. И теперь мы вынуждены их постоянно закупать. Сейчас комплект пластин стоит 280 тысяч рублей. А потом захотят больше?!

Вместо ожидаемой экономии жильцы на Хрустальной, 44 попали в финансовую зависимость от некоей фирмы. Но самое опасное, что котельная может в любой момент сломаться, как это и произошло накануне, когда жильцы остались на три недели без ГВС.

Как издевательство, на стене висит табличка «Класс энергоэффективности – ВЫСОКИЙ»

Молчание – золото

На доме побывала комиссия. Замминистра по ЖКХ Сергей НОСКОВ лично осмотрел котельную и даже прихватил с собой одну из инновационных пластин для проведения экспертизы.

Первый вопрос – представителю «Симбирск-Теплосервис», организации, которая, собственно, и устанавливала данные котлы: «Когда начались проблемы с оборудованием?». Выясняется, что сразу же, с первого дня установки – постоянно перегорают и выходят из строя эти треклятые пластины. Следующий вопрос к жителям: «Почему же вы так долго молчали и не обращались с претензией?».

– Мы про эти проблемы ничего не знали! Да, горячая вода периодически отключалась, то на день, то на два. Нам говорили, что просто что-то регулируют, мол, чинят, ничего страшного, – комментирует Вячеслав ВЕЛИКАНОВ. – Только после того как сменили обслуживающую организацию, все это вскрылось. И после этого мы сразу направили претензии застройщику КПД-1, все ответы отрицательные. Сдавали частями, первые подъезды – в 2011-м, потом еще достроили в 2013-м, поэтому у нашего дома два адреса. Так вот, застройщик нам ответил, что срок гарантии на котельную по Хрустальной, 44А закончился, а по Хрустальной, 44Б вроде не закончился, но к котельной это якобы отдельное строение не имеет никакого отношения. Бред какой-то: если это отдельное строение, на каком основании тогда оно подсоединено к автономному источнику питания другого дома?!

Если вместо экспериментальной установить нормальную котельную, это обойдется минимум в 4 млн. рублей. Очевидно, потому и молчали, потому и скрывали от собственников, т.к. это сэкономило застройщику приличную сумму?

Технология обмана

Когда МКД построен, но еще не сдан, эксплуатация нового дома осуществляется самим застройщиком либо управляющей компанией, с которой застройщик заключил договор управления. Далее администрация города обязана в течение 10 рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию провести открытый конкурс по отбору УК для управления новым многоквартирным домом. Порядок определен в ст.161 ЖК РФ.
Как правило, конкурс выигрывают управляющие компании, которые созданы самим застройщиком. Тут никакого обмана, просто компании от застройщика предлагают более выгодные условия. Но в чем подвох?

УК застройщика выигрывает конкурс, предлагая, например, провести дополнительное благоустройство двора на сотни тысяч рублей. Вместе с тем, заключая договор управления, данная УК должна будет провести обследование принимаемого в управление общего имущества и в случае обнаружения недоделок составить претензию с требованием к застройщику об их устранении. Но станет ли какая-то компания предъявлять претензии своему учредителю? Скорее всего, нет. В итоге новостройка получает УК с обещанием (которое может и не исполнится) провести установку нескольких лавочек во дворе, в то время как в самом доме, например, «забыли» установить заложенную проектом противопожарную систему стоимостью несколько миллионов рублей. Это, кстати, реальный пример одного из домов в Ульяновске.

Все это время, в течение гарантийного срока, такая «карманная» УК скрывает от собственников недоделки застройщика. А потом уже просто некому предъявлять претензии, и срок исковой давности истек. Жильцы остаются у разбитого корыта и за свои деньги будут исправлять недоделки застройщиков, да еще и платить его УК. Выгодная схема и многие строительные компании в Ульяновске ею пользуются. Прибыль исчисляется миллионами, из убытков лишь гипотетическая возможность установить лавочки, да и то за деньги, собранные с тех же жителей на содержание дома.

Что будет дальше?

Замминистра советует жильцам не тянуть и срочно подавать исковое заявление.

– Независимо от гарантийного срока, который устанавливается минимум пять лет на новостройку, даже если вы только сейчас выявили недостаток или дефект, который произошел в результате некачественно выполненных строительных работ, исправлять его нужно застройщику, – прокомментировал Сергей НОСКОВ. – Так как претензионная работа собственниками уже выполнена, сейчас надо обращаться в суд.
Будем следить за развитием ситуации в доме по ул. Хрустальная, 44.

Алексей Николаев