Улпресса начала активно выводить в повестку дня проблему безбарьерной среды. Тема эта не новая, но на уровне местного гражданского общества – неактивная. Так как по роду работы и личным контактам у меня накопился кое-какой опыт продвижения интересов инвалидов, хотел бы им поделиться с заинтересованными людьми и призвать самые разные общественные институции и просто неравнодушных граждан помочь сделать Ульяновск доступнее для жизни маломобильных земляков.

В качестве похожих примеров «сдвига вопросов с мёртвой точки» можно взять велосипедное движение и движение «Солнце для всех». К запуску последнего я приложил и свои собственные усилия. Так что можно сказать, что тема для меня не посторонняя. Кроме того, мы уже обсуждали её в узком фейсбучном сообществе. Понять трудности маломобильных граждан можно любому, кто пользуется общественным транспортом города, все мы немного инвалиды, когда пытаемся добраться из одного района Ульяновска в другой. Отличие только в том, что, если здоровый человек может просто самостоятельно сменить город или купить себе автомобиль, то инвалиды весьма ограничены в самостоятельном выборе судьбы и в большей степени зависят от политики государства и помощи окружающих.

Что нужно делать?
Первое. Нужен, как говорит один хороший человек, «свой Чапаев», вокруг которого сложится неравнодушный актив. Как правило, актив – это сами интересанты и их родственники. Но важно, чтобы рядом с ними был обычный активист, каких мало, который мог бы олицетворять проблему, на равных говорить с высокими начальниками и ногой открывать любые двери. В идеале это должна быть привлекательная, воспитанная, но шобутная блондинка типа Елены Летучей, которой невозможно отказать.

Второе. Как только в одной комнате соберётся 7-10 человек с общими взглядами на задачи «доступной среды», пора искать союзников. Список союзников, на самом деле, весьма широк.
В первую очередь это средства массовой информации, которые могут на примере конкретных судеб и случаев показать достоинства и проблемы движения инвалидов. Хорошо, что этим вопросом занялась Улпресса – это самое массовое СМИ, если не считать телевизора. Хорошие материалы о безбарьерности и урбанистике были на Улграде. И так далее. Некоторые журналисты уже давно обещали поддержать подобную затею.
Другой естественный союзник – всевозможные советы по делам инвалидов, общества инвалидов, включая уже упомянутое «Солнце для всех» с их достаточно уже хорошим админресурсом.
К движению, без сомнения, присоединятся также многочисленные мамочки с колясками, семьи с юными велосипедистами и пожилые люди, гуляющие по улицам разбитых фонарей. Все эти социальные группы активны и организованы в разного рода сообщества и объединения. Помимо самих инвалидов это десятки тысяч неравнодушных пользователей инфраструктуры равных возможностей.
Вслед за массовой аудиторией подтянется и бизнес: магазины, кинотеатры, рестораторы с рестораторами (Водянова им в урок), таксисты, строительные компании, сфера услуг. Все, кто готов показать свою позитивность, социальную ответственность, свои возможности и широкую душу. Какое-нибудь прогрессивное пиар агентство разработает пиар-кампанию с условным названием «Точка доступа» и расклеит её логотипы в самых престижных заведениях с целью их позиционирования и продвижения.
Естественно, что движение за безбарьерность поддержат те организации и люди, которые уже работают с инвалидами: социальное такси (не знаю, живо ли), медицинские и социальные организации, секции иппотерапии, адаптивной физкультуры и параолимпийского спорта, библиотеки, кинотеатр «Люмьер» и пр. Кстати, огромный вклад в поддержку людей с ограниченными возможностями здоровья вносят ульяновские вузы (Пед и УлГУ).
Маломобильных граждан очень хорошо могут поддержать айтишники, их организации и компании, а также кураторы отрасли от власти, отвечающие за обучение населения информационным технологиям и предоставление госуслуг в электронном виде.
МФЦ и Банки станут важными объектами доступности для инвалидов.
Вслед за подведомственными в движение волей-неволей втянутся и другие органы власти: министерство культуры, департамент социального развития, минобр, минспорт (с их колобком в маломобильной версии) и строители. Важным участником, конечно, станет транспортное ведомство. И, так как мы создаём город равных возможностей, то тут не обойтись без администрации этого самого города. Новый глава города и менеджер нашего сити вполне могут лично возглавить обсуждение проектов развития городской среды, дружелюбной к маломобильным гражданам.
Само собой разумеется, что депутаты разных партий захотят показать свою заинтересованность и выказать свою поддержку благому начинанию гражданских активистов. Есть даже депутаты, которые на личном опыте знают об инвалидах всё и помогают им. Среди партий в этом направлении наиболее успешно работает, конечно, «Единая Россия», кажется, есть даже специальный партийный проект с многомиллионным финансированием.
Наверняка, вопросами доступной среды с ещё большим рвением займётся самая влиятельная общественная организация – Народный фронт, который отслеживает реализацию одноимённой программы госорганами.
Короче, сложнее найти противников идеи безбарьерности, все только исключительно «за».

Дальше нужно только придумать, что всем этим людям и институтам делать, чтобы получить хоть какой-то полезный результат. Для этого нужно разработать простой и понятный всем проект. Таким проектом видится создание маршрутов для маломобильных граждан. Собственно, Улпресса уже начала его реализацию с тестирования маршрута в центре города.

Почему важны маршруты? Да очень просто. Существующие программы, на которые тратятся деньги имеют показатели результативности в виде процента доступных для инвалидов объектов и количества установленных кнопок и купленных низкопольных троллейбусов. В результате может получиться так, что при 50% доступности условного города, где есть только два объекта соцкульбыта – администрация и морг – доступным окажется только морг. Или другой пример: БАМ строили 10 лет, но первый поезд по нему прошёл только тогда, когда был забит последний костыль. Так и здесь – всего одна непреодолимая преграда на пути инвалида может сделать для него недоступным весь хоть сто раз в остальном “мобильный” город.

Конечно, нельзя полагать, что город когда-либо будет полностью доступен для инвалидов, это как ждать коммунизма (некоторые до сих пор реально ждут), поэтому нужно начать с создания маршрутов.

Для этого маломобильные люди говорят о том, что им мешает чувствовать себя равными, чего бы они хотели в городе и что для них означает наличие маршрутов.
Потом создаётся карта доступной среды Ульяновска: где живут маломобильные инвалиды в городе, какие объекты приспособлены, какие пути приспособлены, где транспорт, светофоры, кнопки, кол-центры и организации по профилю, учебные заведения и так далее. Эта карта переносится в электронный вид в интернете с возможностью народного редактирования.
Нужен также календарь мероприятий для маломобильных граждан по всему году и каталог услуг для них.
Потом идёт разработка проектов маршрутов: по случаям жизни, по районам, по сезонам (и мероприятиям). Происходит отбор наиболее востребованных к реализации в первую очередь. Другие маршруты разбиваются на этапы по годам.
Далее следует составление дефектной карты по маршрутам, проектов и сметы, списка необходимой помощи по созданию маршрута.
Далее должны включиться все те, кто может оказать финансовую, организационную, юридическую, интеллектуальную и физическую помощь в создании маршрутов. Помимо коммерческих структур, это могут быть многочисленные благотворительные организации, способные организовать сбор средств, и органы власти, которые расходуют деньги на создание доступной среды. Необходимо внесение объектов обговоренного маршрута (или маршрутов) в программы и бюджеты на 2016 год. Городская администрация должна будет посодействовать транспортной доступности объектов маршрута.

В 2016 году планы реализуются при поддержке общественности. Проводятся субботники и акции по обустройству маршрутов. Создаются маршруты в строящихся районах. В результате к лету 2016 года в городе должно быть 3-5 маршрутов, включая маршруты в центре города.

Вот такой, слегка утопичный, проект может быть запущен в нашем городе. Но если удастся сдвинуть вопрос безбарьерности с мёртвой точки, то может быть и другие проблемы мобильности в городе будут решены – для всех здоровых людей.