Часть первая: что мы имеем на сегодня

Действующий промышленный комплекс Ульяновской области – это основа существующей экономики и залог реализации стратегических задач развития региона. Именно он определяет решение экономических, технических, социальных и иных задач устойчивого развития территории, обеспечивает безопасные и благоприятные условия жизнедеятельности населения.

Сложившаяся промышленная инфраструктура Ульяновской области определяет развитие следующих стратегических отраслей:
– автомобилестроение;
– авиастроение;
– оборонно-промышленный комплекс и приборостроение;
– металлообработка;
– текстильная и лёгкая промышленность;
– пищевая и перерабатывающая промышленность.

Автомобилестроение представлено ведущими предприятиями отрасли: УАЗ, БАУ, СОЛЛЕРС Исудзу.
В производстве автокомпонентов это: Моторный завод, Автодеталь-Сервис, ДААЗ и дочерние предприятия, ТАКАТА и другие.

Задача номер 1
В настоящее время практически все «традиционные» региональные предприятия отрасли (ДААЗ, УАЗ, Моторный завод, Автодеталь-Сервис и др.) проводят глубокую реорганизацию производства, прежде всего направленную на снижение издержек через оптимизацию производственных и административных площадей, модернизацию и замену оборудования, переход на новые технологии, повышение качества персонала. Все это призвано не только улучшить качество выпускаемой продукции, но и повысить производительность труда.

Авиационная промышленность представлена одним из крупнейших в России авиационных заводов – Авиастар-СП.
Предприятия авиационной промышленности, являясь наиболее высокотехнологической и наукоемкой отраслью экономики, продолжают сохранять достаточно высокий научно-технический и производственный потенциал и способность обеспечивать разработку продукции военного, двойного и гражданского назначения на уровне, не уступающему мировому, поэтому выход из затянувшегося кризиса для предприятий и переход к активному развитию отрасли идёт через гособоронзаказ. Оборонно-промышленный комплекс региона представлен предприятиям по производству военной техники, боеприпасов, военного приборостроения –Ульяновский механический завод, Марс, Патронный завод, УКБП, Утёс, Искра.
Ульяновские предприятия ОПК, в основном, обеспечены гособоронзаказом, как прямые исполнители или соисполнители. Объёмы производства на достаточно высоком уровне, именно за счёт вклада предприятий «оборонки» в последние годы региону удаётся удерживать лидирующие позиции в промпроизводстве.

Металлообработка и производство металлоконструкций и оборудования.
В состав данной отрасли входят предприятия, производящие металлоконструкции, оборудование, подъемные механизмы и самоходные краны. Крупнейшими являются Металлоконструкция, Механический завод №2, Димитровградхиммаш, Зенит-Химмаш, Строммаш, ФОРШ и другие. Основные потребители продукции – строительные, дорожные организации, организации химической и нефтегазоперерабатывающей промышленности.

Текстильная и лёгкая промышленность в регионе имеет сравнительно малый удельный вес в общем объеме ВРП, но в этой отрасли очень высок социальный фактор, т.к. основная часть работников – женщины.
Крупнейшими предприятиями текстильной и швейной отрасли Ульяновской области являются:
– организации, ориентированные на потребительский рынок (производство одежды и готовых швейных изделий) – ГК Фирма Русь, Элегант, Бостон, ГК Барышской швейной фабрики, МАТЭКО;
– производители технического полотна для строительной отрасли –Ковротекс, Химтекс-РТИ;
– производители для автомобильной отрасли –Номатекс.
– производители полотна для государственных нужд –Система.

Часть вторая: промышленная политика
1) привлечение инвестиций в промышленность Ульяновской области;
2) технологическое перевооружение и модернизация производства в отраслях промышленности Ульяновской области;
3) реструктуризация промышленности Ульяновской области с учётом необходимости формирования и развития индустриальных (промышленных) парков и промышленных кластеров;
4) развитие инженерного, энергетического и транспортного обеспечения промышленности Ульяновской области;
5) кадровое обеспечение промышленности в Ульяновской области;
6) повышение производительности труда в отраслях промышленности и создание высокопроизводительных рабочих мест;
7) внедрение субъектами промышленной деятельности систем и методов корпоративного управления, в том числе систем менеджмента качества организации;
8) развитие государственно-частного партнерства в промышленном комплексе Ульяновской области;
9) продвижение продукции субъектов промышленной деятельности, в том числе через размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
10) развитие внутрирегиональной кооперации, внешнеэкономических связей с другими субъектами Российской Федерации и государствами;
11) развитие выставочно-ярмарочной деятельности для субъектов промышленной деятельности, а также формирование и реализация мер, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной продукции.

Часть третья: задачи
Формирование и реализация системы поддержки модернизации уже существующих производств с государственными инвестициями по аналогии с сельским хозяйством.
Необходимо привлечение на территории модернизируемых производств, имеющих коммуникации энергоемких производств с высокой добавленной стоимостью. Именно они будут обеспечивать основные доходы регионального бюджета.
Сегодня существует необходимость выработать механизм привлечения инвестиций и поддержки действующих промышленных предприятий. Им должен стать региональный Фонд развития промышленности, который будет выделять денежные средства на условиях займа, снижая тем самым процентную ставку банка, или на условиях софинансирования процентной ставки по кредитам.
Мы сталкиваемся с серьезной конкуренцией по привлечению новых предприятий. Поэтому нам необходимо стимулировать инвестиционный процесс на существующих предприятиях, т.к. привлечение на площадки типа «браунфилд» в современных условиях экономической нестабильности уменьшает потенциальные затраты резидентов. Однако для того, чтобы инвесторы были заинтересованы в размещении на площадях такого типа, нужно создать благоприятные условия, предоставить определенный пакет преференций. Первые площадки в регионе уже есть – индустриальные парки УАЗ и ДААЗ.

Для совершенствования работы данных площадок, считаю нужным объединить их в единый кластер под руководством управляющей компании с определенным перечнем прав и полномочий.
Еще одним драйвером развития может стать создание на территории региона площадок для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, например прицепной сельскохозяйственной техники, потребность в разработках и производстве которой на сегодняшний день велика, учитывая изменение курсов валют. Уверен, что работой в условиях технопарков заинтересуются как имеющиеся предприятия, так и потенциальные инвесторы.

Хорошим инструментом для развития промышленности региона является специальный инвестиционный контракт. Это позволит мотивировать бизнес на создание новых производственных мощностей на территории Ульяновской области. Данный механизм позволяет упростить процедуру принятия решений для действующих предприятий и предоставляет меры государственной поддержки на выпуск новой продукции.
Также считаю необходимым сделать упор на предприятия, которые способны выйти на экспортный рынок.

Часть четвёртая: первоочередные мероприятия
1. Согласно целям поставленным в «Стратегии развития Ульяновской области на период до 2030 года» ВРП должен достичь уровня 449 млрд.руб. в сценарии «Высокие технологии и креативный класс» и 353 млрд.руб. в сценарии «Модернизация промышленности».
При этом вклад промышленного сектора в ВРП должен составить примерно одинаковую цифру 123 млрд.руб. и вырасти на 53 млрд.руб. от уровня и в ценах 2012 года, в т.ч. на промежутке 2015-2020 от 14 до 18 млрд.руб. Таким образом, основным параметром достижения цели промышленной политики УО является увеличение ВРП.

2. Анализ государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (согласно проекта бюджета 2016) В проекте на 2016 год предусмотрено выделение на данную ГП средства в сумме 152,7 млрд.руб. В связи с чем, можно констатировать факт, что в расходах РФ на развитие промышленности направляется 1%.
Применительно к бюджету УО это должно составлять 380 млн.руб.
В настоящее время в планах работы ЗСО на декабрь 2015 вносятся изменения в региональный закон «О промышленной политике, в котором предусмотрено создание «Фонда развития промышленности Ульяновской области» и внедрение механизма Специальных Инвестиционных Контрактов.

3. Создание и развитие индустриальных парков типа «БраунФилд». В настоящее время на территории УО расположено четыре действующих индустриальных парка, обладающих всеми признаками в соответствии с Национальным стандартом РФ:
· Заволжье;
· ПОЭЗ Ульяновск;
· УАЗ;
· ЗАО «Фирма РУСЬ»
Кроме того, есть принципиальная договоренность с определением территории и созданием индустриальных парков на существующих промышленных предприятиях «Авиастар СП» и «ДААЗ».

4. Создание промышленных кластеров. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2015 г. N 779 специализированная организация промышленного кластера создается в организационно-правовой форме хозяйственного товарищества, или общества, или некоммерческого партнерства, или саморегулируемой организации.
На основании детального анализа деятельности постановления, а также заявления Минэкономразвития РФ о реальном финансировании деятельности кластеров возможно создать два кластера (авиационный и автомобильный) в форме некоммерческого партнерства. При этом кластер станет одним из основных инструментов развития индустриальных парков.

5. Фонд развития промышленности Ульяновской области. Федеральный Фонд поддерживает программы Минпромторга РФ по развитию приоритетных отраслей и на сегодня является реально действующим механизмом промышленной политики.
Исходя из имеющихся данных по ФРП РФ на один рубль государственных средств смог привлечь шесть рублей частных инвестиций, т.е. мультипликатор составил 1 к 7. Следовательно можно сделать вывод, что при создании Фонда развития промышленности Ульяновской области как ранее было сказано в рамках изменения к закону «О промполитике», если ежегодно инвестировать в его пополнение 200 млн.руб., то до 2022 года общий объем инвестиций с учетом рефинансирования средств составит 16,6 млрд.руб. и ежегодным вкладом в ВРП 5,2 млрд.руб.
При этом, на мой взгляд, софинансирование по программе ФРП УО намного более эффективно, чем субсидирование процентной ставки. Так как при принятии инвестиционных решений на промпредприятиях субсидирование обычно не учитывается в финмоделях, а идет «неожиданным/негарантированным» бонусом, а также субсидирование – это невозвратные (в отличие от фондирования) расходы бюджета.

6. Специальный инвестиционный контракт Специальный инвестиционный контракт (СИК) – относительно новый и перспективный инструмент привлечение инвестиций в действующие производства, введённый в действие федеральным законом «О промышленной политике». Уже сегодня «единым окном» определен ФРП РФ и получено более 750 заявок на заключение СИК.
В настоящее время на согласовании находится проект изменения в закон УО «О промышленной политике», а также проект постановления Правительства УО «О порядке заключения СИК».

План:

1. После принятия изменений в закон УО «О промышленной политике» в рамках второго чтения бюджета внести изменение для формирования регионального Фонда развития промышленности (ФРП).
2. Определить АНО «Центр кластерного развития» оператором регионального Фонда развития промышленности (ФРП).
3. Объем ФРП определить в сумме 200 млн.руб.
4. Определить АНО «Центр кластерного развития» единым «окном» по управлению развитием индустриальными парками типа «БраунФилд» с целевым ориентиром привлечения инвестиций в размере 27 589 млн.руб. до 2020 года.
5. Определить АНО «Центр кластерного развития» некоммерческой организацией, осуществляющей мониторинг и организационную поддержку развития кластеров.
6. Принять изменение в закон УО «О промполитике» в части специального инвестиционного контракта, создать межведомственную комиссию и определить единым «окном» по работе АНО ЦКР