Уже привычно: история, получившая серьезный медийный резонанс, заставляет власть и общество увидеть давно существующую проблему. За полгода Ульяновск «сгенерировал» уже второй скандал федерального масштаба на тему подросткового насилия. Проблема типична для всего современного мирового сообщества. Буллинг (по-русски «травля») и «Happy Slapping» (запись процесса издевательств на видео) стали объектом внимания на самом высоком уровне. В частности еще в 11 году президент США Обама вместе с супругой записал на эту тему целое видеообращение.

Что это такое?
Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – психологический террор, избиение, травля одного ребенка другим. Проблема появилась не сегодня. Но её масштабы становятся всё заметнее: 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. 42% школьников признаются, что сами занимались буллингом, причем 20% – многократно. В начальной школе насилие начинается с рэкета – когда старшеклассники отбирают у младших деньги и мобильные телефоны. У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Боль, одиночество, чувство безысходности, которые испытывает жертва преследования, очень точно показаны Роланом Быковым в фильме по книге Владимира Железникова «Чучело» (1983) – они узнаваемы и сегодня.

Зам. заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, профессор Галина Солдатова охарактеризовала «Российской газете» карсунскую историю именно в этих терминах:
«Это типичный вариант подросткового буллинга (с англ. травля – прим. ред). В определенном смысле, агрессия – полезное свойство для выживания в неблагоприятной среде. В подростковом возрасте должны возникать приемлемые формы поведения, а агрессия с внутривидовой борьбы переводится на всевозможную деятельность. Например, из более агрессивных людей получаются хорошие хирурги и спортсмены. Но эксперты отмечают, что в современной молодежной среде агрессивное поведение становится нормой. Есть факты, подтверждающие, что лет 15-20 назад такого не было.

Если агрессия остается чертой личности, она распространяется горизонтально. Чаще всего ее объектом становится более уязвимый. Жертвой стала девочка с неблагополучной судьбой, скорее всего тихая, неконфликтная и не очень общительная. Она попала в тяжелейшую ситуацию тройного буллинга: клевета (это очень унизительно для подростков), физическое насилие и Happy Slapping (с англ. – радостное избиение, снимаемое на видео). Переход в кибербуллинг только усугубляет ситуацию: свидетелей унижения становится в разы больше, и запись теперь доступна всем в любое время.

Девочке сейчас очень нужна помощь и поддержка, потому что нельзя допустить, чтобы отчаяние переросло в суицидальные настроения. Что, к сожалению, бывает. Дети, пережившие буллинг, обычно помнят об этом до конца своих дней.

Как с этим бороться? Вводить в школах и колледжах специальные программы антибуллинга, как это делается в ряде стран. Чтобы учащиеся стали противниками буллинга, это надо сознательно воспитывать».

Такой же факт травли (увы, с летальным исходом) мы видели в августе прошлого года. Регион еще не забыл убийство в парке Матросова. Что сделано по проблеме с тех пор? Телефоны доверия или какие-то другие формы обратной связи? Работа психологов или уполномоченных? Какая-то работа проведена в школах? За комментарием мы обратились к министру образования Ульяновской области Екатерине Убе:

«Напомню, в Ульяновской области реализуется региональная Программа по созданию условий для развития воспитания в образовательных организациях на 2013-2018 годы с целью профилактики негативных проявлений в образовательных организациях. В частности, для организации эффективной работы с учащимися проводятся профилактические мероприятия, ведется просветительская работа с родителями несовершеннолетних. Кроме того, ежегодно проводятся курсы повышения и переподготовки педагогов, классных руководителей по новым методикам профилактической работы»