Развязали информационный скандал с лифтами на голом месте. Так считает региональная власть. Значит, это кому-то выгодно? А между тем, как сообщили в региональном министерстве строительства, ЖКК и транспорта, в Ульяновской области установлено более 4100 лифтов почти в 1100 домах, и более половины из них превысили сроки эксплуатации в 25 лет. В «лифтовой шумихе» разбиралась «Молодежка».

Без срока давности
— В наш лифт страшно зайти, — говорит Ольга Копылкина, проживающая в многоэтажке на проспекте Созидателей в Новом городе. — Едешь — все трясется. Пол ходуном ходит. Кабины старые. Грохот такой стоит! Лифт не меняли более 20 лет.
— У нас часто лифт ломается, — рассказывает пенсионер Виктор Степанов, проживающий на улице Минаева.
Специалисты говорят: «Что вы хотите, если капремонт лифтов не проводился в области на протяжении четверти века?!»
Масла в огонь подлили и последние трагические случаи с падением лифтов. Так, в январе в Москве в жилом комплексе из-за провала пола в лифтовой кабине погибла 36-летняя женщина. В подмосковном городе Видное между этажами застряла кабина с врачами и пациенткой. В конце января в ходе консервационных работ при строительстве жилого дома с высоты седьмого этажа в шахту лифта упали двое молодых рабочих. Один из них скончался на месте.
Сейчас в срочном порядке прокуратура и местная жилищная инспекция проверяют лифты в нашем регионе. И тут еще выясняется, что прокуратура забраковала «миллиардный» контракт по замене лифтов. Неужели ульяновцы «останутся с носом»?

Сделка с нарушениями
Никто не спорит, что менять старые лифты необходимо. Но как? За счет населения не получится — слишком накладно. Тогда власти придумали ход: заменить старые лифты в рамках региональной программы капремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2044 годы. Ход неплохой – в пользу людей. Ответственным назначили региональное министерство строительства, ЖКК и транспорта в лице Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.
В июле прошлого года был заключен договор с ООО «Модтфил», и началась работа по замене лифтов. Но тут прокуратура выяснила, что нет обязательного согласия Попечительского совета Фонда на совершение крупной сделки. Да еще и фирму-подрядчика отобрали с нарушениями, поскольку в один лот были объединены работы по проектированию, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, которые не связаны между собой. Все это ограничивало конкуренцию.
Областная прокуратура подала в суд иск с требованием признать договор подряда с ООО «Модтфил» недействительным.
— Прокуратура также проанализирует стоимость указанных работ и использованных материалов, нет ли там завышения цен, — сказал «Молодежке» старший помощник облпрокурора Василий Зима.
Не дожидаясь судебного решения, чиновники расторгли соглашение. Хотя уже было заменено 144 лифта в домах Ульяновска и Димитровграда.

Ввести плату за проезд на лифтах?
Возникает вопрос: «И что теперь? Демонтировать эти лифты?»
— Ну, это нелогично, — считает заместитель министра строительства, ЖКК и транспорта области Сергей Носков. — При том, что мы еще должны заплатить за работу подрядчику. Тут вот в чем дело. Развязали информационный скандал. А ведь в стране еще не было подобного контракта. Многое мы и не могли учесть. У нас были некие сомнения. Например, должны были менять лифты, выведенные из эксплуатации. Для этого нужны были соответствующие документы. Но мы все-таки заключили договор и стали первыми. И непонятно, почему назвали этот контракт миллиардным. Ведь деньги планировалось отдавать не сразу, а в течение пяти лет. Что теперь? Мы продолжим менять лифты и выходим на новый конкурс, который и определит подрядчика. Но я лично за то, чтобы остался старый подрядчик. Это порядочная и надежная организация.
Кстати, прогнозировать, когда в регионе заменят все старые лифты, Сергей Носков не стал.
— Сейчас дана команда проработать дополнительные варианты программы по капремонту лифтов. Пока я не буду раскрывать все стороны, но такое решение есть, — сказал он. — Ведь у населения нет денег, чтобы поменять лифты.

А может, тогда перенять опыт других стран, где ввели плату за проезд в лифтах? Например, в грузинской столице в кабинах лифтов установили кассы с монетоприемниками. Не опустил монету — придется подниматься пешком. Таким образом местные власти решили закрыть проблему ремонта городских лифтов.
— У нас это невозможно, — говорит Носков. — Это противоречит жилищному законодательству. Собственник и так платит за лифт. Нужно просто хорошо обслуживать лифтовое оборудование, чтобы не было сбоев.
Вывод
Лифтовое хозяйство в областном центре находится в крайне плачевном состоянии. Лифты нужно менять. И чем быстрее, тем лучше. Однако при этом нужно четко соблюдать букву закона.

Арсений КОРОЛЕВ