В начале этого года городские власти в качестве эксперимента приняли решение передать питание в детских садах засвияжского района на аутсорсинг. Остальные дошкольные учреждения продолжат кормить детей самостоятельно. О том, какие изменения грядут в дошкольном питании мы узнали у руководителя Ассоциации предприятий и предпринимателей, работающих в сфере социального питания, Ростислава Эдварса.

– Ростислав Анатольевич, недавно были объявлены конкурсы на организацию питания в детских садах, на различных сайтах появляется противоречивая информация, поэтому хотелось бы у вас, для чего это делается, как будет осуществляться питание детей.

– Действительно, депутаты Ульяновской Городской Думы в конце прошлого года приняли решение запустить «пилот» по организации питания детей в садах на принципах государственно-частного партнерства. Такая практика уже давно существует как в нашем регионе (Димитровград), так и в соседних. Главная причина и задача – повышение качества питания детей в дошкольных образовательных организациях. С этим еще недавно были большие проблемы. Например, прежде всего, в конъюктурных интересах Мариной Беспаловой не принималось давно назревшее решение по повышению родительской платы за детский сад. А ведь именно за счет родительской платы полностью закупаются продукты питания. В результате этого, какие то политические цели достигались, а детей из-за этого банально недокармливали, что неоднократно подтверждалось результатами проверок Прокуратуры и Роспотребнадзора. В итоге в прошлом году была рассчитана стоимость продуктового набора в соответствии с СанПИНом, и исходя из нее определена родительская плата. Во-вторых, детские сады вынуждены закупать продукты питания через конкурсные процедуры, часто по завышенным ценам, что сильно их ограничивает в возможности выбора поставщиков по оптимальным соотношениям цена/качество, операторы в этом плане имеют гораздо больше свободы. В-третьих, законодательство позволяет не согласовывать с Роспотребнадзором меню в детских садах, чем руководители зачастую пользовались. Операторы питания для качественного обеспечения питанием меню будут согласовывать с Роспотребнадзором.

– Какие еще обязательства берут на себя операторы питания?

– Прежде всего, операторы гарантируют полное выполнение норм, определенных СанПИНом и утвержденным меню. Родители оплачивают в день 106 рублей на продукты питания, и операторы обязаны в эту сумму укладываться. Кроме того, операторы обязались проводить модернизацию пищеблоков и оборудования, которое используется при приготовлении питания. У города, к сожалению, средств на это постоянно не хватает. Ну и чтобы ни у кого не возникало сомнений в качестве питания, операторы открыты для проверок любых контролирующих органов и родительской общественности. Отдельно нужно сказать о проверках. Бытует мнение, что частные компании практически не проверяют. На самом деле, проверок у операторов бывает даже больше, чем у любого бюджетного учреждения. Можно для примера взять последний пример – в прошлом месяце на вашем портале была публикация по питанию в 1 гимназии. По ее результатам областная Прокуратура проверила питание не только в гимназии, но и по всем детским учреждениям, включая поставщиков продуктов питания. И даже, если по фактам в статье нарушений не нашлось, проверяющие нередко обращают внимание на те или иные недочеты. Обязательно операторы и городская власть будут привлекать к контролю и родителей. Планируется, что в мае месяце, примерно через месяц после того, как операторы начнут работать в детских садах, будет собрана большая комиссия с участием родителей, которая оценит работу операторов.

– Ассоциация и операторы как то реагируют на критику, которая регулярно появляться на различных интернет-сайтах?

– Прежде всего, нужно смотреть, что это за критика. Уже привычно то, что регулярно во время объявления крупных конкурсов в сети появляются различные публикации. Часть из них – это банальный информационный шантаж, авторы которого банально хотят получить денег за свою лояльность. На такие публикации никто, естественно, не реагирует. Другая часть – это попытки разобраться в вопросах, которые вызывают реальную озабоченность, например, у родителей. Где то авторы статей просто не разобрались в ситуации, где то им действительно не хватает информации. На такие публикации мы, конечно, реагируем, через средства массовой информации стараемся максимально подробно прояснить ту или иную ситуацию, чтобы не было никакого недопонимания.

– В упрек часто ставят то, что на конкурсах побеждают опять одни и те же компании, что в конкурсах банально не могут участвовать небольшие компании или организации из других регионов. 

– Здесь нужно отметить, что детское питание – это достаточно ответственная работа, где невыполнение каких-либо норм может привести к очень серьезным последствиям. Небольшие компании зачастую не имеют необходимого опыта, а также ресурсов, чтобы гарантировано качественно и безопасно оказать услугу, поэтому Правительство РФ включило эту отрасль в перечень тех, где потенциальные победители должны иметь определенный успешный опыт аналогичной работы и ресурсы. Наличие такого опыта по требованиям 44-ФЗ должно быть обязательным при проведении конкурсов на питание. У нас в регионе порядка 5 крупных операторов питания, которые оказывают услуги в сфере социального питания, то есть конкурентная среда на этом рынке среди аутсорсеров достаточно высокая. Если же говорить о компаниях из соседних регионов, то им никто не запрещает принимать участие в конкурсных процедурах при наличии достаточного опыта, но, как депутат областного парламента, я за то, чтобы эти услуги оказывали местные организации. Это и рабочие места, и налоговые поступления в местный бюджет, и более пристальный контроль за качеством услуг. В конечном итоге, неважно кто оказывает услугу, важно то, чтобы услуга была качественной, ведь главные потребители – это наши дети.

– Какова роль Ассоциации при работе в сфере социального питания?

– Ассоциация – это прежде всего саморегулирующаяся организация, в задачи которой входит обеспечение взаимодействия между операторами питания, поставщиками продуктов, властью и потребителями услуги. В рамках Ассоциации у всех ее участников есть определенные обязательства по обеспечению качества оказываемых услуг, передачи лучших практик и опыта. Кроме того, Ассоциация предназначена для отстаивания интересов бизнеса при работе с заказчиками. Например, достаточно часто операторам и поставщикам приходится сталкиваться с ситуацией неплатежей за оказанные услуги. В случаях, когда руководство заказчика систематически копит долги, направляет средства на иные цели, не считая необходимым оплачивать услуги питания, что может поставить под угрозу не только качество, но и само питание, Ассоциация обращается в контролирующие и правоохранительные органы с соответствующими требованиями и обращениями.