Дом-памятник продадут на торгах. Аренда стоимостью один рубль за один квадратный метр в год. Помогут ли методы кнута и пряника сохранять в Ульяновске памятники истории и культуры? Директор областного департамента по культурному наследию Шарпудин Хаутиев рассказал о тонкостях обеих мер – принудительной и льготной, поощрительной.

Уйдет с молотка
Министерство искусства и культурной политики региона направило в суд исковое заявление об изъятии из частной собственности объекта культурного наследия «Дом И. Х. Харитонова, в котором жил с семьей Дмитрий Ильич Ульянов, апрель 1905 – февраль 1906 годов». Речь идет о покосившемся двухэтажном домишке на углу улицы Радищева и бульвара Пластова, точный адрес – улица Радищева, 2/3-2А.

– Это памятник истории регионального значения, жильцам которого наш департамент с момента образования в 2008 году (тогда еще комитет по культурному наследию. – Ред.) направлял уведомления с требованием заключить охранное обязательство и принимать меры по сохранению дома, – рассказал Шарпудин Хаутиев. За восемь лет мы не получили ни одного ответа. Выяснилось, что никто из проживающих там не является собственником дома и даже не может сказать, кто собственник. В 2013 году вышли в суд с иском в отношении того, кто первым оформил право собственности на это здание. Но суд нам отказал, так как мы установили не всех собственников – дом и дворовые постройки находятся в долевой собственности у троих владельцев. Теперь личность каждого установлена, и мы снова выходим в суд с требованием об изъятии дома.

В 2013 году Ленинский районный суд обязал одного из собственников здания заключить охранное обязательство по сохранению этого памятника истории и культуры, но ситуация так и не изменилась. Как пояснил Хаутиев, согласно Закону “Об объектах культурного наследия”, в обстоятельствах, когда собственник здания – объекта культурного наследия – не принимает мер по его сохранению, здание изымают из собственности и продают с торгов. Вырученную сумму поделят между бывшими владельцами. Новый хозяин получит дом вместе с охранным обязательством, согласно которому должен будет привести его в порядок.

– Есть и другие здания, чьи владельцы тоже игнорируют наши требования, – сообщил Хаутиев. – Но мы решили начать с этого дома, так как оно находится в плохом состоянии. Может случиться все что угодно – возгорание, обрушение. Мы должны предупредить это. Думаю, когда мы изымем из собственности этот дом, прецедент станет примером для других нарушителей, игнорирующих требования закона.

Остается добавить, что якобы случайное возгорание могут устроить и новые владельцы этого, прямо скажем, непрезентабельного здания, стоящего в центре города. Могут и снести, не спросив разрешения. Примеры такого уничтожения зданий-памятников в Ульяновске уже были – так снесли дом изобретателя Горина в переулке Гоголя, сгорел дом купца Ермакова на улице Мира. Шли разговоры о том, чтобы обязать хозяев восстановить дома в прежнем виде, но решили этого не делать – какая ценность в новоделах?

Льгота с нагрузкой
Щедрое предложение сделал департамент пользователям объектов культурного наследия в виде льготной аренды. Один рубль за один квадратный метр в год – это, к примеру, двухэтажный особняк площадью в 500 “квадратов” за 500 рублей. Заплатил в начале года – и живи спокойно до следующего января. Но все не так просто. Договор льготной аренды распространяется только на объекты, находящиеся в областной и муниципальной собственности, пребывающие в неудовлетворительном состоянии, и в течение ближайших семи лет арендуемое здание нужно привести в порядок. Два года дается на составление и утверждение проектно-сметной документации, которую должна разработать организация, имеющая лицензию на составление ПСД на объекты культурного наследия. Еще за пять лет нужно провести реконструкцию здания – также при помощи специализированной организации. Так что у льготы есть “довесок” в виде серьезного обязательства, и уклонение от него себе дороже: при невыполнении условий договор аренды разрывается, и с арендатора взимается арендная плата на общих основаниях.

Зданий – памятников истории и архитектуры, находящихся в областной и муниципальной собственности, в регионе не так уж много. Всего 10-15 процентов от 1500 памятников. Перечня домов, пребывающих в неудовлетворительном состоянии, нет, но в департаменте по культурному наследию есть список критериев, согласно которым по заявлению потенциального или действительного арендатора производится осмотр, дается оценка состояния и соответствующая справка. В частности, критерием неудовлетворительного состояния может быть проблема с фундаментом, протекающая крыша, трещины на стенах и так далее.

Увы, льготная аренда не распространяется на здание типографии рядом с Домом Гончарова – им владеет конкретный человек. Но у него как у физического лица есть возможность по госпрограмме возместить 50 процентов затрат на ПСД и реконструкцию. Таким правом могут воспользоваться не только физические, но и юридические лица, индивидуальные предприниматели – если организация не ведет коммерческую деятельность. Уточним также, что возмещение расхода возможно лишь в случае, когда здание является памятником регионального значения.

Льготная же аренда возможна еще и в зданиях, находящихся в федеральной собственности. В частности, Хаутиев приводит в пример Дом Огарева в Инзенском районе, пребывающий в «руинированном состоянии». Если бы нашелся человек, готовый реконструировать это здание, государство также предоставило бы его в аренду по рублю за квадратный метр в год.

Фото: Департамент по культурному наследию Ульяновской области.

Анна Школьная