На прошлой неделе состоялась межнациональная конференция «Молодое поколение в общественной жизни города и области». Участниками дискуссии стали представители молодёжных общественных и национальных организаций, правительства региона и администрации города Ульяновска, преподаватели и студенты/курсанты образовательных организаций. Получилась именно дискуссия, а не зачитывание докладов, что вызвано важностью темы для всех участников и разницей во мнениях.  Хотел бы подвести итоги и высказать собственные предложения.

Единое понятийное поле.
Представитель «Троицкой Общины Симбирской Земли» Саунин М.И.  посетовал, что при общении с молодёжью мало кто утвердительно отвечал, что смотрел старые (черно-белые) фильмы про Александра Суворова или про войну,  а ведь на них выросло старшее поколение, там красиво и качественно рассказывается про подвиги русского народа, формируется представление о чести, долге и героизме.  Были и другие аргументы за старое доброе, но факт в том, что молодёжь выбирает современное качественное, часто иностранное,  а не старое отечественное кино.  И это пример проблемы отцов и детей, а точнее того, что говорят они на разных языках и имеют разные представления о том, что интересно и правильно.  Молодёжь часто не читает книги и не смотрит фильмы, на которых выросли их родители и более старшее поколение. Их жизнь и сознание наполняют другие герои и ценности.  Топ-менеджер и опытный управленец Максим Батырев писал в своей книге, что в любой компании важно синхронное развитие в едином понятийном поле, ибо только тогда люди по-настоящему понимают друг друга, двигаются в одном направлении и работают эффективнее. Применяя данный тезис на более широкую аудиторию можно сказать, что развитие сообщества в едином понятийном поле помогает участникам быстрее понимать друг друга, избегать конфликтов,  действовать эффективнее.  А для этого сначала надо всем договориться о ценностях молодого человека и их едином понимании у всех участников процесса, а затем выбирать формы подачи, которые должны соответствовать времени и быть современными и качественными (фильмы, книги, видеоролики, инфографика, сообщества и посты в социальных сетях  и т.д.). Патриотизм, здоровый образ жизни, семья и другие понятия должны быть чётко определены.  Даже составить список современных книг и фильмов, которые могут повлиять на формирование позитивного ценностного поля молодого человека, с условием, что их изучат все или большинство членов сообщества, уже могло бы быть одной из мер.Мало лидеров.
Директор Центра патриотического воспитания населения Ульяновской области Витрянюк В.Н. назвал одной из основных проблем современного периода – практически отсутствие лидеров в молодёжной среде. Почти нет молодых людей, которые были  бы известны, уважаемы и могли бы вести за собой.  Должна быть система выявления и обучения лидеров. Представитель организации «Общее дело» Алексей Марьев на это ответил, что если будет достойная цель, то и лидеры найдутся. Думаю, что эти тезисы нельзя рассматривать отдельно, потому как они дополняют друг друга.  Лидер – это тот, кто идёт впереди.  Из этого следует, во-первых,  что у него есть цель и он понимает куда идёт,  а во-вторых, что за ним кто-то следует, т.е. есть группа единомышленников, команда. Здесь важен и ещё один факт, представленный модератором дискуссии Чувилиным П.П., о том, что часто молодые люди не желают участвовать в больших проектах,  предпочитая практику малых дел. И это подтверждается большим количеством малых проектов и инициатив, которые регулярно реализуются молодёжью на территории своих учебных заведений, в населенном пункте, во дворе. Запроса на массовость и глобальность  в молодёжной среде нет, а есть множество небольших групп по интересам, в которых играют, смотрят, читают и обсуждают, занимаются спортом и другими видами деятельности. Но это не массовое движение или направления в одной или нескольких организациях, а формы совместной организации досуга множества небольших групп, не более. Лидеры могут появиться (будут необходимы) при объединении усилий нескольких сообществ, ведущих деятельность в одном направлении,  с целью собственного развития или проведения крупных мероприятий, либо при увеличении численности сообщества. Именно таким молодым людям нужны знания и поддержка, а они в свою очередь могут сформировать городской и областной актив.

Молодёжные объединения.
Представители национальных молодёжных организаций констатировали факт сокращения молодёжи в их составе.  Одной из основных проблем является отсутствие предложений, которые могли бы заинтересовать молодёжь. Используемые формы работы больше не привлекают новых участников, а другие действенные так и не нашли.  В итоге молодёжь всё меньше объединяется по национальному признаку. Однако в соседнем Татарстане данную проблему решают проведением на высоком качественном уровне национальных и межнациональных праздников, превращая их в шоу, что очень привлекает молодёжь. На этом фоне увеличение числа активных участников движения «Симбирская православная молодёжь» выглядит настоящим достижением. Молодые люди помогают монастырям и храмам, оказывают социальную помощь и участвуют в православных праздниках и мероприятиях.  Волонтёрское движение в регионе продолжает увеличиваться, а регулярное проведение крупных событий этому только способствует. Есть и ряд крупных молодёжных организаций, которые работают уже много лет и продолжают притягивать молодёжь, а это Молодёжный инициативный центр, Новая цивилизация, Альфа и ряд других. Ещё одной важной группой молодёжных объединений, не зарегистрированных в виде юридических лиц, но формализованных,  являются студенческие советы и сообщества молодых учёных вузов. Стоить отметить, что все эти молодёжные объединения работают в основном с активной частью молодёжи.
Один из участников дискуссии резонно заметил, что с молодёжью работает много людей и организаций, но они друг о друге не знают, как и о деятельности других структур. А это ведёт к несогласованности и несистемности в работе. Поэтому необходимо наладить диалог между всеми участниками молодёжной политики.

Итоги.
Неоднократно во время выступлений звучал  тезис, что люди жертвуют своими силами и временем ради общественной деятельности. На мой взгляд, необходимо пересмотреть формулировки и понимание общественной деятельности. Это не жертва, а инвестиции. В общественной работе молодёжь получает опыт, знания, навыки, контакты, т.е. то, что влияет на формирование личности, способствует самоопределению,  дальнейшему развитию и трудоустройству. В этом ценность общественной деятельности и это должен понимать каждый молодой человек.

Человек – социальное существо,  всегда взаимодействует с другими людьми и не может без них существовать. И при решении общих вопросов «нормально», если все члены общества принимают в этом участие.  Только дети, как не способные ещё брать на себя ответственность и понимать происходящее вокруг, в этих процессах участия не принимают.  Часто состояние ребёнка, т.е. не берущего на себя ответственность, остаётся и после совершеннолетия.  И чем больше таких людей в сообществе, тем сложнее в нём жить.  Некоторые молодые люди строго отделяют себя от общества, забывая, что они от него очень зависят. Вода, свет,  тепло, продукты питания в ближайшем магазине и многое другое, что является неотъемлемой частью жизни современного жителя, не существовало бы без сообщества. Поэтому дистацирование от общества – это субъективное состояние и не более чем иллюзия. Участвовать в общественной жизни – это нормально. И данный тезис должен быть осознаваем каждым молодым человеком.

Необходимо формировать единое понятийное поле и систему ценностей, что будет формировать базу для общественных отношений и повысит эффективность взаимодействия в молодёжной среде. При этом необходимо использовать современные и качественные формы подачи информации.

При работе с молодёжью в современных условиях необходима персонификация. Обезличенные призывы уже не эффективны, важна личность каждого человека и индивидуальный подход, поэтому необходимо наладить диалог с каждым молодым человеком лично. В данной работе основными участниками могут стать наставники из молодёжной среды, более старшей возрастной группы и из общественных организаций. Именно эти люди могут помочь сформироваться личности и гражданину.