Дискуссии о вероятных причинах сошедшего 5 апреля на грузовой «восьмерке» оползня продолжаются. Тем временем специалисты уже приступили к изысканиям, по результатам которых будет принято решение, каким образом стоит восстанавливать дорогу. Работы ведутся при активном участии МБУ «Стройзаказчик» во главе с Александром Шкановым, интервью с которым мы предлагаем нашим читателям.
– Александр Иванович, нам интересен Ваш взгляд на перспективы восстановления разрушенной апрельским оползнем грузовой «восьмерки» на спуске Степана Разина. Но сначала хотелось бы узнать оценку мерам, принятым для стабилизации стихийного бедствия. Реально ли оползень угрожал железной дороге?

– Сразу после случившегося были созданы штаб по ликвидации последствий оползня и профильная рабочая группа, куда вошли наиболее квалифицированные специалисты. Угроза железной дороге действительно существовала, поэтому было принято решение вывозить оползневые массы от железнодорожной насыпи, после чего провести ополаживание склона. Был принят целый ряд мер по отводу грунтовых и поверхностных вод. Все это дало положительный эффект – движение склона остановилось. Высокую оценку эффективности наших действий, кстати, дал побывавший в Ульяновске министр МЧС Владимир Пучков. В период активности оползня основные опасения специалистов были связны с риском разрушения существующих там противооползневых сооружений, в частности, аптской штольни. В этом случае склон обводнился бы куда больше и последствия были бы еще более серьезными. Как, например, в 1979 году, когда из-за оползня было прекращено движение поездов на четверо суток. На этот раз, к счастью, подобного сценария удалось избежать.

– Что касается действующих сооружений инженерной защиты, насколько они могли предотвратить оползень в этом районе?

– На руках у меня научно-технический отчет Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт геоэкологии имени Е.М. Сергеева» Российской академии наук (ИГЭ РАН). В нем есть заключение, в котором говорится, что на грузовой «восьмерке» сошел техногенный грунт. Если смотреть старые карты, то от места схода грунта до улицы III Интернационала проходит овраг. При строительстве железной дороги в 1940-х годах его засыпали привозным грунтом. Часть его и сошла в начале апреля. Обводнение грунта было настолько сильным, что аптская штольня попросту не справилась с пропуском грунтовых вод. Защитные сооружения проектировались и строились 40-50 лет назад. До 1990-х годов в городе работало мощное Управление противооползневых работ, которое исправно финансировалось из Москвы, то есть государством. Позже зоны ответственности на склоне были разделены: берег отошел Министерству природы, за все то, что выше, стал отвечать город. Но для того, чтобы эффективно противостоять оползням, необходимы даже не миллионы, а миллиарды рублей. Ни городу, ни области это объективно не под силу. Именно поэтому руководство региона обратилось в правительство РФ с просьбой о помощи – необходимо 4,4 миллиарда рублей.

– В относительной близости находятся частные жилые дома, расположенные на улице Каштанкина, спуске Минаева, в переулке Зеленом. Дома стоят на самой бровке склона, причем жилье самое разное – от древних избушек до элитных особняков. Насколько мы знаем, абсолютное большинство местных жителей не хотят никуда переезжать. Насколько велика угроза оползня здесь, какие мероприятия проведены и еще предстоит провести, чтобы ее минимизировать?

– Безопасность людей – это главное. Мы провели тщательное обследование жилых домов вплоть до улицы Карсунской. Вода с улицы Каштанкина и спуска Минаева уходит в отводные канавы железной дороги. Там планируется прокопать дренажные прорези, которые будут отводить воду и способствовать стабилизации склона. Что же касается стоящих на бровке двух-, трехэтажных домов, то все они имеют собственные дренажи, некоторые построены на сваях. Угрозы жилым домам на сегодня нет.

– В СМИ уже назывались различные варианты восстановления «восьмерки»: эстакада или горная дорога. Как профессиональный, заслуженный строитель России на каком из вариантов Вы бы остановились лично?

– Дорогу нужно срочно восстанавливать. По поводу того, каким образом это сделать, существуют разные мнения. На мой взгляд, лучшим решением была бы эстакада. Но ее строительство потребует серьезных финансовых средств. В любом случае, предложения должны выдвигать специалисты. Для этого мы привлекли шесть ведущих специализированных институтов страны, каждый из которых готовит свой вариант решения проблемы. Более того, геологи института «Гипротранспуть» (Санкт-Петербург), занимающегося проектированием железных дорог, уже приступили к изысканиям. Работы будут вестись, как минимум, месяц. Также задействованы ООО «Проектно-изыскательский институт «Гипрокоммунстрой», которое занимается Ульяновском с давних времен, ОАО «Гипроречтранс», которое проектировало наш речной порт, ОАО «Институт Гипростроймост», наше ОАО «Гипротрансмост». Один из столичных институтов при МГУ, проектировавший сочинское строительство, предложил вариант укрепления склона при помощи подпорных стенок на анкерах. Есть предложения по сооружению подпорных стенок и габионов на сваях. В любом случае окончательное решение будет приниматься лучшими специалистами, коллегиально.
– Затронем самый спорный вопрос – причину оползня. Ясно, что окончательный ответ нам даст только госэкспертиза, но с самого начала разные люди выражали диаметрально противоположные мнения. Версия о строительстве высотки на перекрестке улиц Минаева и Железной дивизии была очень популярной у обывателей, но многие действующие специалисты достаточно веско ее опровергают и склоняются к природным факторам. А каково Ваше мнение?

– Причин, я считаю, несколько. В первую очередь, конечно, сыграл свою роль природный фактор. Минувшая зима была теплой и снежной, грунт не промерз, и талая вода не стекла по поверхности мерзлой земли вниз, как это обычно происходит, а впиталась. Это значительно утяжелило грунтовые массы. Склон же, где произошли подвижки, сложен из нижнемеловых глин, которые при смачивании стали очень скользкими, потерялось грунтовое сцепление, и-под воздействием силы тяжести все поплыло вниз. Во-вторых, имел место перегруз «восьмерки». Проектировалась дорога десятки лет назад под совершенно другие нагрузки, и она попросту не рассчитана на прохождение современного транспорта, тех же автобусов и спецтехники.

Что же касается строительства жилого комплекса, то никакого влияния на оползневые процессы, я уверен, оно не оказывает. На участке построены дренажи, рассчитанные на прием грунтовых вод. Положительное заключение о возможности строительства подписала главный конструктор проектного института ООО «Ульяновскграждан-проект» Валентина Никитина – не просто высококлассный, опытнейший специалист, а очень осторожный, осмотрительный человек. Противники строительства выступали и при возведении корпусов госпиталя ветеранов войн, где ситуация в плане геологии еще более сложная. Но, смотрите, здания стоят столько лет. Они лишь укрепили склон.

Беседовал Алексей КОВАЛЕВ

в газете на правах рекламы