В прошлое воскресенье прошло “народное голосование” “Единой России”, которое стало своеобразной разминкой перед осенними выборами в Государственную Думу. Процессы внутри ЕР, как ведущей политической силы страны в значительной мере повлияют на весь политический процесс. Подведем итоги через оценки экспертов и участников.
Ранее по теме:
«Эти выборы были не менее конкурентными, чем ожидаются 18 сентября». Игорь Тихонов по итогам народного голосования

Народное голосование: общие итоги

Алексей Чадаев:
– Мои поздравления команде Володина: праймериз ЕР стали системным ответом на те вызовы, которые обозначились в думской кампании 2011 года. Тогда ЕР захлебнулась во внутриэлитных конфликтах, кампания шла вразнос, результат подкручивали как могли именно в силу того, что половина партии на него не работала, а то и работала против; а в итоге получили Болотную. Сейчас же в результате праймериз центр получил полную карту реального расклада сил внутри партии власти, кадровый пул и сетку отмобилизованных еще до собственно кампании штабов, и возможностей выйти на выборы во всеоружии гораздо больше, чем тогда. Ну и – таки да – курс на конкурентность реализовался в полной мере; даже скандалы как таковые – яркое тому подтверждение.

По результатам несколько замечаний:
1. Обращает на себя внимание уверенная победа кандидатов от ОНФ: Духанина, Боярский, Ямпольская, Ревенко, Сокол, Кузнецова; Костенко и Тимофеева по списку. Их результаты – это еще и результат бренда ОНФ, доверия к нему со стороны избирателей ЕР. Лишний раз показывает, что Путин остаётся главной для партии фигурой, на которую она ориентирована, и это верно и для партийной элиты, и для избирателей.
2. Очереди на участках, дефицит бюллетеней, ряд округов, где кандидаты шли “ноздря в ноздрю” – все признаки остроконкурентной кампании. Сотрудники низового аппарата на участках вынуждены были заниматься “героическим менеджментом”, тк электронная система первые полдня висела, и обработкой анкет приходилось заниматься вручную на участках в условиях наплыва людей.
3. Мы делали экзитполлы на ряде округов для штабов кандидатов – в частности, в КМВ, где шли трое депутатов ГД на один одномандатный округ. Попутно мои сотрудники и волонтеры сбрасывали во внутреннюю ленту в реальном времени фото-, видео- и текстовую информацию о происходящем на участках. Было видно, как процедура, изначально рассчитанная на узкий внутрипартийный формат, не справлялась с массовостью – пропускная способность среднего участка была 100, максимум 120 человек в час, а приходило под 300, особенно с утра.
4. Некоторые региональные администрации попытались, как привыкли, в ручном режиме отруливать результат посредством переписывания протоколов на комиссиях. К счастью, мониторинг поставлен неплохо, на Старой площади все про всех знают, и, хотя публичных скандалов не будет, но вот по аппаратной линии много кому определенно прилетит. Повторяю свой тезис: если уж откручивать гайки, то делать это надо железными руками и невзирая на лица – “ничего личного”.
5. Мне понравилось, что праймериз стали еще и полигоном для различных новых технологий – от именных мобильных приложений для смартфонов до того фана, который делал Дима Гусев в сети. Технологическая сфера опять повернулась от “административных” к электоральным технологиям, что не может не радовать – политика возвращается.

Народное голосование в Ульяновске.

Доктор политических наук, профессор Нина Дергунова:

– Это было голосование, которое региональное отделение в достаточной степени контролировало. Понятно, что специально были подобраны люди – из кандидат было мало таких, которые сами изъявили желание. Это первый контроль. Второй – использование в определенной степени административного ресурса: когда работникам бюджетной сферы было рекомендовано на праймериз придти. В определенной степени это была организованная подконтрольная процедура с заранее планируемыми результатами. Конечно никто бы не смог сказать, какие места займут, к примеру, Тихонов, Харлов, но то, что Третьяк будет одним из лидеров это было понятно. Думаю, что Балыхин и не ориентировал на избрание, я знаю, что у него и особого желания нет. Но он мог отобрать голоса у определенных кандидатов, особенно тех, кто не очень нужны власти.
Сказать однозначно нельзя, какое место это предварительное народное голосование имеет в общем политическом процессе. С одной стороны это привлечение внимания вообще к выборам. С другой стороны это позитивная характеристика “Единой России”, поскольку она через это голосование проверяет своих кандидатов. Скажем так: власть эта кандидатура устраивает, а народный рейтинг невысокий, – тогда появляется необходимость продумать, того выбирают или нет. Есть примеры, когда наоборот: партия не обращала внимание на человека, а они получили поддержку народа.

Депутат Ульяновской Городской Думы Константин Зонов:
– Итоги я оцениваю положительно. Все было сделано правильно, это вообще первый такой серьезный момент, когда партия ЕР выходит и голосуют все желающие. С учетом того, что не во всех местах были размещены избирательные участки, явка людей была очень неплохая. Голосование показало, что реальные лидеры партии и предпочтения людей совпадают. “Единая Россия” это лидер общественного мнения и в целом формирует политическую повестку, так как такие мероприятия остальные партии побоятся организовать.

Бизнесмен, политический деятель Сергей Герасимов:
– Итоги были очень ожидаемыми. Это подтвердило то, что прогнозировалось. Для меня был интересен тот чистый результат, который получил я. Опять же он относительно чистый, так как были шероховатости, которые влияли на итог. В целом, я думаю, задачи, которые ставились, были выполнены.
В общеполитической картине этот праймериз дал людям надежду на перемены. Закостенелость в любой политической структуре, которая вырабатывается годами, мешает партиям. В ЕР сейчас идут более живые процессы. Это можно сравнить с кораллами, погибшими под влиянием определенных катаклизмов: есть совсем мертвые, а есть те, которые начинают немного оживать. Мертвые кораллы буро-зеленые, а живые бывают ярких и сочных цветов. Мне кажется, у ЕР сейчас эти ростки пробиваются. Будем надеяться, что очередной “природный катаклизм” их не заглушит, а ростки будут углублять, развивать. Есть у них проблемы по подбору кандидатов. Качество участников, однозначно, желает лучшего.

Руководитель Регионального исполнительного комитета Ульяновского Регионального отделения Партии «Единая Россия» Константин Долгов:
– Итоги такие, какие они есть. Население высказало свою позицию. Лидерами стали узнаваемые личности не только в масштабах Ульяновской области, но всей страны и мира. Поэтому неожиданностей не было. Все было прогнозируемо: все подтвердили свой статус с точки зрения должностей, которые они занимают, публичности, итогов проводимой работы. Даже депутаты Гордумы, которые участвовали, свое количество голосов набрали. Видно, что в масштабах своих округов они люди известные и люди отдают за них голоса, нет разочарований.
Оппоненты очень часто пытаются обвинить “Единую Россию” в использовании административного ресурса, говорят о том, что кандидатам этой партии легче избраться, – в данном случае избраться мог любой. На праймериз не было никаких ограничений по участникам. Любой мог доказать, что он достойный кандидат. Другие политические партии могут говорить, что это все показуха и этого делать не надо было, так как сами такую процедуру они не проводили. Конечно “Единая Россия” с высоко поднятой головой может говорить списки кандидатов не формировали в кабинетах, население само выбирало тех, кто завтра станет реальным кандидатом в депутаты.

Главред Улпрессы, политолог Дмитрий Ежов
Я бы выделил 2 аспекта: во первых нужно понимать, что процедура так называемых “праймериз” – масштабная, но только часть курса реполитизации “партии власти”, который последовательно проводит Володин. “Единая Россия”, особенно в последние годы, стала скатываться к “картелю бизнесменов”, для которых политика не более чем инструмент для реализации личных задач. И такая партия новым вызовам уже не отвечает. Поэтому структуру почти насильно “сверху” возвращают к реальности, буквально реанимируя ее как действительно политическую. Процесс болезненно, но идет. И я, например, его только приветствую. Роль ЕР в политической жизни страны (я даже оставляю здесь за скобками саму картонную партийную систему и говорю скорее об элитах в целом) трудно переоценить. Я бы обозначил процесс как определенную “консервативную революцию”.
Второе. Мало говорят о технологическом аспекте. Партия целой кампанией просто показала многим, что выборы – это именно ЕР. Конечно, в меньшем масштабе, но мы получили практически 2 выборных периода вместо одного. И один был полностью единороссовским. Уверен, это скажется и на итогах осенью.