Ежов: В прошлый раз мы говорили по выборам в Госдуму, сейчас предлагаю пройти по губернаторским. Все совсем скоро, с интригой всё понятно, тем не менее происходит хоть что-то в этом пространстве? Конкуренция, персоны, амбиции, как вы оцените?

Горячев: добавлю для начала два слова по госдумовским, чтобы эту тему закончить. 2 месяца назад, помнишь, обсуждали, Третьяк там, Тихонов, тут Балыхин, вот, пожалуйста, можно было и не проводить праймериз, а просто цифры написать. Стоит в этом участвовать или нет? Давай теперь посмотрим на реальный единороссовский  потенциал. Пришли те люди, которых на этот праймериз привели. И реальный ресурс даже среди этих людей у всех, за исключением Третьяка, 25%. Представляешь, во что эти 25 выльются в реальном голосовании, когда будут не только те кого привели. Ведь большинство – совершенно непубличные люди. На чём сейчас можно раскручивать «ЕР», я не понимаю. Даже люди, которых привели (в основном бюджетники), за них не голосуют. Да Третьяк, если он Третьяк, то и получит как Третьяк. Это безусловный ресурс. А что еще? Всё-таки надо понимать, что люди у нас тоже не дураки, что жители области начинают понимать и надо поумнее действовать в этой ситуации.

Ежов: Туда, куда «отправляют» федералы: к реальной повестке, к реальным проблемам и вниз уже идти.

Горячев: И среди кандидатов должны снова появиться врачи, учителя, нужно возвращаться назад. Увы, в плане условий вокруг снова 90-е. «Кого хотим того и ставим» – так уже не получится. Теперь по губернаторским. Что будет? Мы говорили: как решится в Москве, так и будет. Как мы с тобой и говорили, решилось в пользу Морозова. И это было не наше желание, это был реальный взгляд на происходящее. Сегодня Морозов назначен временно исполняющим обязанности главы администрации и ещё не было в стране такого прецедента, чтобы назначили врио одного, а выдвигали на выборы другого. Затем. Мы видим губернаторские праймериз, ну, детский сад. Там вообще нет никого, кто бы хоть какую-то конкуренцию Сергею Ивановичу составил. Значит и партия (Москва, федеральное руководство, что важно) решила окончательно: от «Единой России» будет Морозов Сергей Иванович. Огромная доля вероятности, он и станет губернатором.

Второе. Говорят, от КПРФ пойдет Куринный. Думаю, что не всё так однозначно и не факт, что он будет выдвигаться. КПРФ проводит свои «пленумы», принимают решения по округам. По губернаторским выборам тишина. Думаю, со стороны Алексея и его соратников по партии, бизнесменов, («соратников» ставлю в кавычки), сейчас с околовластными кругами идет элементарный торг. И гипотетически я представляю о чём там может идти разговор: «Вы нам сильно не мешайте по одномандатному округу, а мы не будем мешать на губернаторских».

Ежов – «Политика, как искусство возможного».

Горячев: Именно. Хотя я уверен, что шансов у Алексея, в текущей ситуации, с его узнаваемостью в деревне, в Димитровграде, в попытке борьбы с Морозовым практически равны нулю. Но если бы он всё-таки вышел, была бы хоть какая-то конкуренция. Однако на госдумовских Алексей, особенно по итогам праймериз ЕР, должен попытаться победить. А на губернаторские кого-нибудь выдвинуть. Как первый вариант. И другой вариант, выдвинуться самому, просто чтобы добавить себе агитационных площадок, но реальную работу сконцентрировать на одном округе. Без реальной борьбы на губернаторских.

В итоге же все видится еще проще.  Уверен, что Куринной пытается сейчас в Москве всеми силами решить вопрос, чтобы возглавить партийный список – это для него идеальный вариант. Потому что мест у КПРФ осталось очень мало в связи с разделением 225 на 225. Что касается выбора округа, то я думаю Алексею проиграть Третьяку, предположим 60 на 15, хуже, чем проиграть Тихонову 30 на 15. В последнем случае можно говорить про административный ресурс. Но когда разница в 50, про что тут скажешь?  Это первое. А второе, если в округе Третьяка у Алексея шансы равны нулю, то с Тихоновым они появляются. Вот она синица в руках. Хотя по-честному, если уж позиционируешь себя как защитника народа, то надо не думать, выиграю или проиграю, не играть в подковерные игры, а идти на губернаторские выборы и бороться. Увы, я почти не сомневаюсь, что этого не будет. Поэтому губернаторские выборы пройдут «для галочки». Сегодня нужна борьба, – что это за выборы без борьбы на местном уровне,  именно здесь нужно создавать какую-то интригу. Мы знаем, что на губернатора могут выдвигать только партии и только пять партий, которые могут выдвигать кандидатов без сбора подписей. Эти партии, которые представлены в ЗС, плюс «Яблоко». Теперь смотри что получается. Я думаю, что ЛДПР и Справедливая Россия – это несерьёзно. Будут чисто технические выдвиженцы, от Справедливой я, вообще, не уверен, что кто-то будет. От ЛДПР кандидат будет, просто потому что они участвуют во всех выборах. И в результате получается, что интрига пропадает полностью.

Ежов – Остаётся три партии и я, похоже, понимаю к чему вы ведете. Недавно прошла публикация исследования «Региональные исследования», и его результаты показали высокую узнаваемость фамилии Горячев, особенно, на селе. А узнаваемость это ключевой ресурс на данном этапе выборов. Понятно, что это своеобразный аванс; понятно, что это эпоха, фамилия, которую помнят; это село, на котором время, как говорят историки, течёт по другому, у них 10 лет прошло, а старики помнят. Так понимаю, «Яблоко» будет участвовать в губернаторских?.

Горячев: Сейчас вокруг Яблока сформировалась конструктивно-оппозиционная сила. Активность КПРФ на селе заканчивается только конфузом, это показали последние выезды их лидера в окружении пацанов из 90-х в Кузоватово и Сенгилей. Там люди живут по другому и они говорят: хватит мутить воду, вы же ничего не предлагаете, а мы хотим перемен. Да, в 2000 году КПРФ совместно с другими силами сумели скинуть Горячева. Что получили?

Я видел и цифры исследования, они вполне адекватны. Есть и антирейтинг, но это вызов. Люди хотят того, что было. Здесь и дороги, и больницы, и всё  это производное от главного, что было при Горячеве. Люди хотят, чтобы они стали главным звеном политики, чтобы власть думала в первую очередь о них. Вот чем подход Горячева отличался от подхода, который сейчас есть в стране. Горячев видел: есть проблема, предположим, проблема бесплатного медицинского обслуживания. Для этого нужно столько коек, для этого нужно ещё больницы строить, врачей учить. И он не думал, есть ли на это деньги в бюджете или нет денег, он считал, что проблему нужно решить, а деньги искать. Сегодня все скатилось к остаточному принципу: сколько есть денег в бюджете, на столько вас и вылечат. То же самое и с дорогами, и образованием… То есть вверх ногами поставили работу власти. Нужно вернуть старый подход. Потому что деньги на олимпиады, на футболы и хоккеи, на всякую мишуру, на многочисленные резиденции президента и губернаторов и прочее, прочее есть, а медицине – то, что останется. Не правильно это! Что нужно вернуть? Человек должен стать в государственной политике во главе угла.

И пока мы не решим, что власть для человека, а не люди для власти ничего не изменится. Пока вопрос о выборах на этапе консультаций с руководством партии «Яблоко» в Москве, но для себя я решил, что буду выдвигаться в губернаторы, нужно отставить свою позицию.