О деловой части:
«Visit Russia». Юлия СКОРОМОЛОВА с отчетом о визите на международную туристическую выставку в Пекине

Пребывание в Китае в общей сложности в течение 25 дней, посещение 4 провинций и более 10 населенных пунктов, включая Пекин, Шанхай, столицы провинций Аньхой и Хунань, пребывание в самостоятельном режиме и в составе делегаций; передвижения на всевозможных транспортных средствах на территории провинций и посещение многочисленных туристских объектов предоставило мне возможность сформировать в некоторой степени объективный взгляд на туристическую реальность КНР, которым хотелось бы поделиться. Намеренно не включала в текст официальную статистическую информацию, делюсь только эмоциями и тем, что почерпнула из бесед с местными жителями и текстов экскурсий. Надеюсь, заметки будут полезны путешественникам, планирующим выезжать в Китай.

Часть 1. Общие ремарки.

Уровень жизни.
Первые несколько часов в Китае сразу ломают стереотипы, как правило, существующие у обывателя. Ровнейшие дороги, многоэтажные дорожные развязки, яркая разметка, шикарные автомобили на дорогах, многочисленные жилые комплексы многоэтажек, впечатляющая динамичная подсветка небоскребов и даже жилых домов открывает Китай как экономически развитию территорию. По словам местных, средняя зарплата в Пекине – 5 тысяч юаней в месяц (1 юань примерно равен 10,5 рублям, считать удобно), в столице провинции Аньхой городе Хэфэе – 3 тысячи юаней. Государственные служащие получают на 50-100% больше.
На мой комментарий о непопулярности в России финансового стимулирования труда госслужащих последовал ответ: ” а как же еще бороться с коррупцией?” Стоимость квадратного метра в новостройках – 7-9 тысяч юаней с готовым базовым ремонтом. Стоимость года обучения в Аньхойском университете – 8 тысяч юаней. Образование в 1-9 классах школ – бесплатное, дальше – платное. Плюс оплата дополнительных занятий с репетитором, оплата общежития и прочее – все это, по словам самих китайцев, делает воспитание ребенка дорогим удовольствием. Поэтому даже при разрешенном с прошлого года втором ребенке молодые китайцы не торопятся рожать. Штраф за второго – от 200 тысяч юаней. Для госслужащих – однозначное увольнение. Причем, в Китае сейчас принято обеспечивать детей жильем при достижении ими совершеннолетия.

Валюта.
Юани с этого года в сбербанке купить невозможно, только заказать перечисление на валютный счет. Но брать наличные с собой в большом количестве не обязательно. В любом банкомате вы снимете юани с рублевого счета по привлекательному курсу примерно 1 юань: 10,5 рублей. Для покупок в маленьких магазинчиках нужна наличность, для расчета в супермаркетах, гостиницах, в метро достаточно карты visa.

Правила ПДД.
Они странные. На дорогах слышен постоянный нескончаемый звук авто сигналов. Сначала не понимаешь, кто, кому и зачем сигналит, пока не придется перейти дорогу: в Китае приоритет у транспортного средства. На пешеходных переходах пешеходов не пропускают, при повороте налево на зеленый свет автомобиль не пропускает пешехода также. В Китае присутствует необычный вид транспорта – мотороллеры с электрической зарядкой, на которые крепят корзины для перевозки грузов и резиновые тенты. Так вот, по наблюдениям, мотороллеры не подчиняются никаким правилам, ездят как по выделенной правой полосе, так и по тротуарам.
Переходя перекресток на зеленый, вы можете столкнуться с мотороллером, который мчится с правой стороны, ожидая, что вы его пропустите. Подав сигнал, водитель снимает с себя ответственность за вашу жизнь. Так что, быть пешеходом в Китае достаточно опасно и требует определенной сноровки. Хотя передвигаясь на туристических автобусах многие часы, мы так и не увидели ни одной аварии – камеры на каждом перекрестке, стоимость превышения скорости – от 200 юаней.

Транспорт.
Метро. В Пекине метро – очень комфортное, в стиле hi-tech, чистое, безопасное – на входе рамка и полицейский с металлоискателем. Все надписи продублированы на английский, над каждым выходом из вагона – электрический маршрутизатор, показывающий ваше текущее местоположение. Стоимость поездки через две станции – 3 юаня. Но людей в метро было неожиданно мало, их вообще не было – в разгар рабочего дня в центре Пекина. Где миллиард китайцев? Столпотворения машин в мегаполисах я тоже не наблюдала.
Такси. В столице провинции Аньхой, полагаю, также как и в других провинциях, можно комфортно и недорого передвигаться на такси. Автомобили с шашечками стоят на любом перекрестке, можно заказать по интернету. В салоне автомобиля есть камера, все действия записываются, что немаловажно для обеспечения безопасности. Оплата по счетчику за километраж: 20 минут передвижений стоят примерно 20 юаней. Берут точную сумму, сдачу возвращают.
Высокоскоростной поезд. Передвижения между населенными пунктами осуществляются на высокоскоростных поездах – комфортных, абсолютно бесшумных, без какой-либо тряски. Скорость передвижения в нашем случае была до 305 км/ч, но говорят, что есть особые линии со скоростью до 415 км/ч. Расстояние от Пекина до столицы провинции Аньхой в 1000 км покрывается за 4 часа. Вот чему я точно позавидовала! Стоянки на второстепенных станциях очень короткие – 1-3 минуты, посадка в вагон строго у указанного терминала. Стоимость вагона эконом класса за 4 часа – 335 юаней. Вагоны были переполнены.

Отношение к туристам.
Китайцы очень дружелюбно относятся к туристам с европейской внешностью, особенно к русским. Не удивляйтесь, если в провинции к вам подойдут и несмело, указывая на телефон и широко улыбаясь, попросят совместное фото. Не отказывайте, это вызывает у китайцев бурю восторга – они считают нас – высоких, стройных и бледнолицых – особенно красивыми. Бледность кожи считается в Китае признаком аристократичности, дамы на улице даже при китайском солнце сквозь пелену смога ходят под зонтом и даже в масках на все лицо. На мотороллерах ездят, надев защитный комбинезон даже на руки.
Наш гид рассказала случай из ее практики. Маленький китайский мальчик спрашивает у папы, показывая на группу туристов с европейской внешностью: «Папа, а почему они такие большие и красивые?” Папа отвечает: «Будешь хорошо учиться – тоже таким станешь!»
P.S.: Пребывание в Китае финансировалось за мой личный счет, либо за счет принимающей стороны. Областной бюджет не пострадал.
Продолжение следует… Часть 2. Инфраструктура туризма (Гостиницы. Питание. Достопримечательности. Гиды. Навигация. Шоппинг) – в ближайшее время…

Пекин
8

Центральная улица Пекина в разгар рабочего дня
9

Небоскребы Шанхая в реальном смоге.
10

Мотороллер – популярный вид транспорта в Китае.
11

Холл метро.
12

Высокоскоростной поезд.
13

Так растет чай.
14

Я в чае.
15

Стоянка мотороллеров.
16

Так растет рис. Каскадная система полива.
17