Управляющие компании (УК), видимо, все-таки не справляются с количеством многоквартирных домов, которые набрали в погоне за прибылью. И в итоге доходит до смешного и печального даже у таких компаний, как ЦЭТ.

Их практика является, вероятно, типичной и для других УК, и потому о ней чуть подробней на примере 30-го дома на улице Карла Либкнехта. В прошлом году УК пыталась утвердить тариф на ремонт и содержание в этом доме на собрании собственников, для чего предложила его повышение на три рубля, что равнялось 25 процентам. Дом письменно выразил с планами повышения несогласие, после чего все разговоры о собрании прекратились и повышение тарифа было произведено в числе 1700 домов Ульяновска постановлением горадминистрации. Повысили незаконно и по-хамски, поскольку перечень работ и услуг по содержанию жильцы не утверждали и никакого изменения тарифа не могло быть.

В этом году все начинается примерно так же. 17 мая на досках объявлений у подъездов появилось сообщение о созыве собрания в очно-заочной форме. В повестке дня – вопросы разные, и среди них снова повышение тарифа. Очную часть собрания назначили на 24 мая, с первого шага нарушив установленные законом сроки для оповещения – не меньше десяти суток до даты проведения. Тем не менее, как нам рассказали жильцы, часть собственников на собрание вышла. Пришли от УК, поговорили о том, о сем, решив, что компания, как инициатор собрания, подготовит бюллетени для голосования и в ближайшие дни доставит их в дом.

Прошла неделя, две, три, месяц – бюллетеней нет. И вот 27 июня их принесли. Взглянув в них, собственники изумились. В «шапке» было сказано, что началось голосование 25 мая, и уже второй месяц, как жильцы голосуют. Многие же из вынесенных на голосование вопросов ничем не обоснованы. Предлагается, например, «принять к сведению» отчет о работе за предыдущий год, при том, что сам отчет никто из собственников не видел, посмотреть, что делалось и сколько это стоило, не мог и не представляет, на что ушли без малого 800 тысяч рублей, уплаченные жильцами за ремонт и содержание.

Стоит среди вопросов к голосованию и пункт об утверждении некоей новой редакции договора управления. Якобы в связи с изменениями в Жилищном кодексе, хотя никакие изменения в нем не требуют переделки договора, поскольку любые изменения в федеральном законодательстве и так обязательны к исполнению сторонами. К тому же на очной части собрания вопрос о договоре не поднимался и его проекта никто не видел. Зачем тогда это голосование вслепую – в надежде, что не разберутся, новый договор утвердят и получат бешеные ОДН? Вообще-то, на мой взгляд, это введение собственников в заблуждение и жульничество и за такие фокусы управленцев, как минимум, гнать надо. А то и похлеще.

Не менее интересна и та часть, которая касается непосредственно денег. В бюллетене речь идет о тарифе, хотя в законе такого понятия по отношению к ремонту и содержанию нет, в нем говорится о размере платы за работы и услуги по содержанию и ремонту. Бюллетень же – это нормативно-правовой документ, и, в отличие от газеты, УК не может использовать в нем не предусмотренные законом понятия. Так вот об этом тарифе. В этот раз УК перетряхнула строки в его росписи, оставив работы и услуги теми же самыми, но почему-то резко, просто безумно, повысив их стоимость. Так, «осмотр систем отопления» в 2015 году стоил 8 копеек с метра при еженедельном выполнении работы, теперь предлагается 28 копеек с метра, но при осмотре уже раз в месяц. Рост, таким образом, в 16 раз. «Проверка и содержание устройств в чердачных и подвальных помещениях» (чердака в доме, к слову сказать, нет) стоили 5 копеек с метра, предлагается 26 копеек – рост больше, чем в пять раз. «Уплотнение сгонов» (что это такое, Бог ведает) стоило 1 копейку с метра, хотят 6 копеек – рост в шесть раз. И так почти по всем строкам перечня работ и услуг по содержанию. Разве на все это нет определенных расценок и стоимость устанавливается произвольно? Но законодательство не допускает в данной сфере произвола, как не допускает и предложений размера платы без проектов, смет, стоимости используемых материалов и работ и проч. Отсюда, вероятно, от произвола, и пункт бюллетеня о ремонте ступенек крылец за 60 с лишним тысяч рублей.

В компании все это, может быть, и не от злой воли, а от перегруза. Старые ЖЭУ находились в тех микрорайонах, где и обслуживали дома. Офис же УК расположен на севере, подведомственные дома, количество которых приближается к сотне, – по всему городу, и в УК просто не знают того, чем управляют. Среди выполняемых работ по этому дому значится, к примеру, содержание мусоропровода и мусороприемных камер, хотя в доме мусоропровода нет. И таких ляпов много. Что уж говорить о ГУКах, в управлении которых сотни домов, а расплачиваются за это все жильцы.

Артур Таниев