Новый проект по обустройству одного из проспектов Ульяновска вновь оживил дискуссию о принципах размещения в городе нестационарных торговых объектов (НТО). У жителей, предпринимателей и власти разные точки зрения на этот вопрос Городская администрация предлагает благоустроить часть проспекта Ульяновский в Заволжском районе. При этом финансировать и реализовывать проект будут на частные средства ООО «Проспект». Цель задуманного, по сообщениям прессы, – облагородить внешний вид НТО и создать торгово-пешеходную зону.

Облик части существующих на проспекте объектов малой торговли уродует город. Их решено привести к единой стилистике, а заодно отремонтировать тротуар, установить опоры освещения, лавочки и малые архитектурные формы. Площадь торговых павильонов при этом увеличится. В случае успеха принципы «ульяновского проекта» планируют распространить на другие территории областной столицы.

Жители города, действительно, часто жалуются на хаотичное размещение торговых павильонов и других нестационарных объектов. Для своих магазинчиков предприниматели иногда занимают газоны, тротуары и вырубают деревья. В частную собственность в самом центре города попадал городской фонтан, часть пешеходной зоны, а на этой неделе разгорелся скандал по поводу возведения офисной пристройки возле единственной исторической церкви, сохранившейся на главной улице. Столь же бессистемно распределяются между предпринимателями земельные участки под строительство жилых домов, что приводит к пресловутой точечной застройке.

Эксперты говорят, что «земельный вопрос» в городе не решён. Но, если за распределением крупных участков земли под капитальное строительство хоть как-то следят контрольно-надзорные органы и прокуратура, то вопросы распределения участков под временное размещение НТО почти полностью находится в правовой «тени». То и дело случаются «ларёчные войны». Например, в 2010-2011 годах из центральной части Ульяновска практически все «киоски» были убраны волевым решением одного из предыдущих мэров города Александра Пинкова.

Однако при следующем мэре попытка благоустройства проспекта Ульяновский в декабре 2012 года закончилась судебной тяжбой. Администрация Заволжского района тогда демонтировала и увезла продуктовый павильон предпринимателя Татьяны Рафанович вместе со всем товаром и ценностями, которые в нём находились. В апреле этого года Арбитражный суд Ульяновской области защитил права предпринимательницы и взыскал с администрации города имущественный ущерб в размере 1,5 млн. рублей в пользу Рафанович.

На этот раз идея ООО «Проспект» по обустройству торгово-пешеходной зоны, поддержанная главой горадминистрации Алексеем Гаевым, выглядит как некий консенсус между интересами малого бизнеса, власти и жителей микрорайона. Наконец-то тротуар вдоль проспекта приведут в нормальное состояние, впервые с советского времени. Однако «защитники предпринимателей» усмотрели в проекте нарушение принципов конкуренции.

По мнению независимого юриста Константина Толкачёва, этот проект задуман для того, чтобы вытеснить мелких предпринимателей с бойких торговых мест в Заволжье и передать контроль над ними ООО «Проспект». Однако по словам главы управления информационной политики администрации города Ульяновска Ольги Янилкиной, «при участии предпринимателей сделают проект в едином стиле. Предприниматели, которые хотят там работать, должны будут этот стиль соблюдать», – пояснила для ИА «Кремлёвская пресса» суть проекта Ольга Янилкина.

Оказалось, что одноимённая с ООО кампания «Проспект» из Заволжья занимается наружной и интерьерной рекламой, торгово-офисной мебелью и металлоконструкциями для зданий. Конечно, если именно эта организация будет вести проект, то замена старых объектов или вывесок на новые ей коммерчески очень выгодна. Тем более, что сами авторы проекта решают, какие из НТО «уродуют город», а какие – нет.

Константин Толкачёв считает, что проблема вовсе не в создании административным путём рынка сбыта для какой-то компании. По его мнению, проблема в незаконном ограничении конкуренции. Требования к дизайну – это лишь один из механизмов выдавливания мелкого бизнеса из торговли.

«Мэрия Ульяновска с периодичностью в 3-5 лет пытается совершить какую-то эстетическую революцию, но всякий раз наталкивается на нормы антимонопольного законодательства. Например, в 2014 году предприниматели получали письма из администрации Ульяновска о том, что НТО должны быть немедленно демонтированы», – напоминает Толкачёв.

Тогда управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Ульяновской области рассматривало жалобу предпринимателя Зои Емельяненко и признало действия администрации Ульяновска, не желавшей продлять договор аренды на земельный участок под киоском, нарушающими антимонопольное законодательство.

Обычной практикой в Ульяновске является обременение предпринимателей, которые арендуют землю под НТО, благоустройством окружающей территории и поддержанием оформления, которое необходимо заказать у конкретной фирмы. Именно эти ограничения, которые не предусмотрены законодательством, Толкачёв считает частью системы «барьеров», ограничивающих конкуренцию: «Никаких законных требований к НТО в части их внешнего вида нет».

Ульяновские предприниматели часто сталкивались с трудностями при оформлении аренды земли под НТО. На условиях анонимности одна из предпринимательниц рассказала, как долго искала возможность расширить свой бизнес, но не могла получить схему размещения объекта в соответствии генеральным планом. Сделать это можно было только через конкретное архитектурное бюро за солидные деньги. В итоге бизнес-леди продала свой павильон и нашла другие сферы вложения средств. «В Ульяновске бизнес не должен соприкасаться с землёй, иначе на тебя насядут чиновники», – такое правило наша собеседница вывела для своих последователей.

Сейчас ситуация для проявления предпринимательской инициативы немного изменилась в лучшую сторону благодаря законодательным новеллам на федеральном уровне. С 1 марта 2015 года землю под размещение нестационарных торговых объектов не передают в аренду, а заключают договор на размещение НТО на территории того или иного муниципального образования, земля остаётся в пользовании муниципалитета. Для того, чтобы получить этот договор, надо написать руководству муниципалитета заявление о занесении в схему размещения НТО. Выписка из генплана, о которой говорила наша собеседница, и вовсе теперь стала муниципальной услугой, в которой предпринимателю отказать не могут. Но, исходя из областных правил, органы местного самоуправления теперь не вправе требовать представления этой и другой информации, не указанной в приказе Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов области.

В Ульяновске заявления предпринимателей рассматривает рабочая группа, учитывающая градостроительные, пожарные и другие нормы. В неё входят представители власти из всех районов муниципалитета, выясняющие, есть ли по тому или иному месту жалобы от жителей. При положительном решении рабочей группы готовится постановление за подписью главы администрации города, затем документы должны быть направлены в областной Минсельхоз, и лишь тогда предприниматели получают право размещения НТО.

По словам уполномоченного по правам предпринимателей Ульяновской области Татьяны Скопцовой, проблем для индивидуальных предпринимателей, желающих установить объект нестационарной торговли, почти не возникает: «Поступило 77 заявлений, девять договоров на размещение уже заключены, процедура идет. Пока на имя уполномоченного по региону поступили три жалобы». На прошедшей на этой неделе встрече врио губернатора Ульяновской области Сергея Морозова с предпринимателями региона, которую проводила «ОПОРА России», вопрос об НТО не поднимался.

Константин Толкачёв уверен, что предприниматели не хотят обращаться в суд или к уполномоченному, поэтому проблема НТО не обсуждается публично, что очень на руку чиновникам. Он отмечает, что механизм изменения схемы размещения НТО – это абсолютно закрытая процедура.

«Рабочая группа, которая не имеет никаких законных полномочий, решит, подходит Ваш объект для города или нет. При этом предприниматель не будет приглашен на эту рабочую группу по той простой причине, что «начальники» всё решат без него, опираясь на загадочные аргументы, которые на поверку оказываются очень примитивными. Изучение сферы НТО демонстрирует, что «приближенным» коммерсантам дают устанавливать десятки новых павильонов, а «чужие» – годами пытаются сохранить хотя бы один», – заявил нам Константин Толкачёв.

Отчасти с тезисом о непрозрачности механизма разрешения на установку НТО согласна и Татьяна Скопцова, говоря о дополнительном барьере в виде постановления областного министерства: «Действительно от предпринимателей города поступают жалобы на то, что рабочая группа приняла решение о включении того или иного объекта в схему, но в постановлении это место не появилось. Сейчас с этим разбирается УФАС: на каком основании одним выданы договоры, а другим нет».

Непрозрачные механизмы работы власти с малым бизнесом Ульяновска порождают хаос в размещении НТО, создают коррупционные риски и вызывают недовольство как мелких предпринимателей, так и горожан. Дополнительные барьеры отбивают желание заниматься бизнесом у одних предпринимателей и вселяют чувство безнаказанности – у других.

«В этой сфере можно и нужно навести порядок, но это не означает сноса существующих НТО и запрета на установку новых. Это означает разработку прозрачных правовых алгоритмов и механизмов контроля за исполнением таких алгоритмов. В Ульяновской области это вполне эффективно смогли реализовать в форматах привлечения крупных инвесторов, а вот маленький бизнес в общем-то безразличен всем», – заключает наш эксперт Константин Толкачёв. В качестве возможных механизмов взаимодействия власти и предпринимателей им называются договоры об оформлении НТО, прозрачность критериев, на основании которых принимаются решения рабочей группы, и открытые процедуры изменения схемы размещения НТО, например, аукционы.

Будем надеяться, что на примере проспекта Ульяновский будет выработана новая «ульяновская модель» размещения НТО, которая устроит и предпринимателей, и жителей и власть, работающую на их интересы.