4 сентября памятная дата в истории Симбирска – Ульяновска. 4 сентября, 22 августа по старому стилю, 1845 года (по некоторым источникам – 23 августа) был открыт памятник уроженцу Симбирской губернии, историографу, писателю, поэту Николаю Михайловичу Карамзину (1766–1826).

В 1833 году симбирские дворяне направили губернатору А.М.Загряжскому письмо следующего содержания: “Желая ознаменовать и увековечить высокое уважение наше к памяти уроженца Симбирской губернии великого бытоописателя Николая Михайловича Карамзина, творениями своими имевшего столь решительное прочное и благодельное влияние на просвещение любезного Отечества нашего: вознамерились мы ему воздвигнуть в г.Симбирске памятник, почему обращаемся к Вашему превосходительству с покорнейшей просьбой исходатайствовать Высочайшее соизволение на открытие подписки для составления денежной суммы, потребной для выполнения сей священной цели, нами предложенной”. Инициаторами сооружения памятника были: генерал-майор П.Н.Ивашев, трое братьев Языковых, князь Ю.С.Хованский и другие. Они же сделали первоначальные взносы на строительство памятника.

В том же году последовало согласие Николая I на создание комитета по сооружению памятника, а также императором была объявлена всероссийская подписка по сбору средств. Комитет под председательством губернатора отвел место для сооружения памятника – между губернской гимназией и городским магистратом (управой). По мнению комитета, памятником историку должен был стать ансамбль из трех зданий, в центральном из которых размещалась библиотека, главную залу которой украшал бюст Карамзина. Однако, выполнение проекта затянулось. Николай I, посетивший в 1836 году Симбирск, указал на этом месте устроить площадь, в центре которой и установить памятник, повелев заключить с профессором С.И.Гальбергом контракт на его сооружение. Из казны на эти цели выделялось 550 пудов меди.
Самуил Иванович Гальберг – один из талантливейших русских скульпторов того времени. После смерти Пушкина в 1837 году Гальберг изваял его скульптурный портрет, поразивший современников «сходством, правдой, простотой и отделкой бюста». Незадолго до этого, в 1835 году, совместно с профессором А.Тоном, Гальберг завершил работу над памятником Державину в Казани (установлен в 1847 году).

В 1836 г. Гальберг представил в Совет Академии художеств рисунки эскизов и описание проекта памятника Карамзину. «Так как всякий памятник Славы определяется, – писал он, – исключительно для увековечения великих и полезных деяний, то эта первоначальная или основная мысль должна указывать потомству те подвиги или труды, коими поэт или герой стяжал себе право на монумент… Прилично и согласно с требованиями изящного, было бы поставить как памятник на богатом пьедестале музу истории Клио, которая, имея в левой руке эмблематический признак свой трубу, правой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали Государства Российского, посвящая их таким образом бессмертию».
Затем Гальберг описывает содержание барельефов, которыми украсятся боковые стены пьедестала. На одном – Карамзин, читающий в 1811 году Александру I «О славных опасностях и подвигах его предка Дмитрия Иоанновича Донского», на другом – Карамзин на смертном одре, окруженный друзьями и родственниками, держит в руках рескрипт, слова которого «Русский народ достоин знать свою историю. История, вами написанная, достойна русского народа», должны быть ясно видны», подчеркивает Гальберг.

Был предложен также второй проект, где предполагалось представить статую самого Карамзина, который «стоит, оперши скрижали своей истории на колонну – эмблему несокрушимости».
Почему этот вариант не был принят? Во-первых, в то время вообще не было принято увековечивать в памятниках скульптурные изображения людей, не являвшихся монархами. Памятник Державину в Казани, созданный Гальбергом, – один из первых подобного рода. Во-вторых, в восприятии современников Карамзин стоял в одном ряду с такими античными историками, как Геродот, Тацит. Композиция памятника прямо указывает на подобное сравнение. А помещение бюста Карамзина в нише и вознесение на пьедестал музы истории Клио, опирающейся на скрижали «Истории государства Российского» и держащей в руке трубу славы, выдвигает на первый план идею бессмертия творца в его трудах.
Далеко не все восприняли идею Гальберга. И речь не только о простом люде, прозвавшем памятник «чугунной бабой». Н.М.Языков писал в 1844 г.: «Не нахожу слов выразить мою досаду, что в честь такого человека воздвигают эту вековечную бессмыслицу!». Ф.М.Достоевский заметил: «В Симбирске на памятнике Карамзину один из барельефов изображает Карамзина, читающего Александру I свою «Историю», оба в древних костюмах, т.е. голые, по крайней мере на 9/10». Таковым было мнение значительной части общества. Скульптор Н.Рамазанов, один из создателей памятника, писал в «Русском вестнике»: «Некоторые из опытных художников осуждали Гальберга, зачем он поставил на пьедестал Клио, а не самого Карамзина», однако такое решение имело вполне определенный смысл. Вознесенная на пьедестал статуя Клио оказывается выше главою не только царя, но и самого историка, помещенных на пьедестале. Муза в композиции памятника предстает, таким образом, как послушная лишь «веленью Божию».

Профессор Гальберг успел только разработать проект памятника, в 1839 году он умер. Его ученики завершили работу по эскизам и рисункам скульптора. Статую музы Клио создали А.А.Иванов и П.А.Ставассер. Северный барельеф, изображающий Карамзина, читающего свою “Историю” Александру I и его бюст, выполнил скульптор Н.А.Рамазанов, а южный, представляющий Карамзина на смертном одре, – К.М.Климченко. Отливка статуи Клио из бронзы была выполнена в литейной мастерской Академии художеств под руководством известного мастера барона П.К.Клодта.
Летом 1844 года статуя с большими трудностями была доставлена на пристань Симбирска, где пролежала около года, дожидаясь прибытия пьедестала и бюста.
Утром 22 августа (4 сентября) 1845 года, в кафедральном соборе собралось дворянство, купечество, воспитанники гимназии и духовной семинарии, толпы обывателей. На открытии присутствовали два сына историка: Андрей и Александр Николаевичи. После литургии все отправились на площадь, где был открыт монумент. Упал занавес и открылся бюст историка и надпись позолоченными буквами:

Н.М. Карамзину
историку Российского государства
повелением императора Николая I-го
1844 год.
Первоначально памятник был обнесен деревянной решеткой. Вдова Андрея Николаевича Карамзина, убитого на Крымской войне, пожертвовала средства для устройства железной решетки.
В советское время памятник уцелел, но сильно пострадал. Были сбиты буквы на постаменте и позолоченные верхушки ограды. В 1944 г. надпись на памятнике восстановлена, а в 1967 г. весь памятник отреставрирован.
И в завершение – строки из «Стихов на объявление памятника историографу Н.М. Карамзину» Н.М.Языкова (1845):
Он памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Достойный праведных похвал,
И краше, чем кумир иль столб каменосечный,
И тверже, чем литой металл!

Тот славный памятник, отчизну украшая,
О нем потомству говорит
И будет говорить, покуда Русь святая
Самой себе не изменит.
Использованы материалы kvv.mv.ru (личная страница В.В.Кропоткина); статья Л.Сапченко (журнал «Мономах).

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на памятник в память Карамзину», 2011 г. Источник изображения: uglach.ru.
1

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на Троицкий кафедральный собор и памятник писателю и историку Н.М.Карамзину», 2011 г. Источник изображения: uglach.ru.
2

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на Троицкий кафедральный собор и памятник Н.М.Карамзину», 2014 год. Источник изображения: uglach.ru.
3

Симбирск. Памятник Н.М.Карамзину. Фото Г.Степанова, 1900-ые г.г. Источник:russiainphoto.ru.
4

Симбирск. Памятник Н.М.Карамзину. Источник: uokm.ru.
5

Ульяновск. Памятник Н.М.Карамзину. Почтовая карточка «Крайлит», 1936 год.
6

Ульяновск. Памятник Н.М.Карамзину, Дом Свободы. Источник: ulgrad.ru.
7

Ульяновск. Памятник Н.М.Карамзину. Открытка 1963 года.
8

Ульяновск. Памятник Н.М.Карамзину, 1974 год. РГАКФД, rgakfd.altsoft.spb.ru.
9

Б.Н.Склярук. «Памятник Карамзину», линогравюра, 2013 год. Источник изображения: shr-uln.ucoz.ru.
10