Помогите сохранить промысел: идет сбор средств! Из истории Акшуатского лозоплетения (начало XX века)Вера Петровна Фомина, заведующая Акшуатским краеведческим музеем им. В.Н. Поливанова Плетение из ивового прута как ремесло появилось в России в XIX веке. В это время создавались музеи и школы лозоплетения, специально приглашались лучшие мастера из Европы, лозу начали специально культивировать на плантациях. Владимир Николаевич Поливанов тоже открыл в своём имении в селе Акшуат ремесленную мастерскую по плетению из лозы. Отдельное здание для неё было возведено в 1911 году, вероятно, по проекту известного архитектора А. А. Шодэ. Преподавал искусство лозоплетения мастер Евгений Васильевич Репка, которого В.Н. Поливанов специально пригласил из Украины и построил для него в Акшуате дом. В пойме реки Малая Свияга были посажены, специально привезённые черенки лозы сортов люминалис, дубовик и конопелька. Для обучения в мастерской набрали толковых местных мальчишек. Вот воспоминания одного из них – Портнова Ивана Алексеевича 1898 г.р.: «В 1911 году у нас на родине, в с. Акшуат Водорацкой волости Карсунского уезда Симбирской губернии, открылась мастерская корзино-мебельного производства. И вот меня (мне было 12 лет) отец отдал учиться на 4 года… В 1915 году меня и ещё нескольких плетельщиков из мастерской направили в Петроград преподавателями корзино-мебельного производства. Мы преподавали раненым ручной труд в госпиталях…». После ноября 1917 года мастерская перестала существовать, и акшуатцы вернулись в своё село. В советское время в доме, построенном для мастера Репки, располагалась сельская пекарня. В настоящее время дом Репки сохранился (это обычный жилой дом) и остаётся одним из самых красивых зданий села: его, как и прежде, покрывает старая черепичная крыша, изготовленная на заводе В.Н. Поливанова. Дом Е. В. Репки. Фото нач. ХХ в. и 2009 г. В здании ремесленной мастерской после революции разместился клуб, а лозоплетельщиков перевели в контору Поливанова. В начале 2000-х годов здание мастерской в результате пожара было уничтожено, и от него остался только остов. Здание ремесленной мастерской В. Н. Поливанова. Фото 1985 и 2009 гг. Плантация, посаженная во времена Поливанова тоже сохранилась на прежнем месте, но сильно заросла, поэтому у нынешних мастеров есть проблемы с сырьём. В августе этого года на возрождение акшуатского лозоплетения Культурным фондом им. И.А. Гончарова были получены средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №68-рп от 05.04.2016 и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива». В рамках проекта в двух пустующих помещениях Акшуатского краеведческого музея им В.Н. Поливанова создаётся лозоплетельческая мастерская. Рядом с музеем уже распахана площадка под посадку новой плантации лозы. Здание ремесленной мастерской и дом мастера Репки уже включены в единый туристический маршрут по селу Акшуат. В настоящее время ведётся коллективное финансирование проекта «Акшуатская лоза» по созданию экспозиции лозоплетения в музее села Акшуат. Вы можете внести свой вклад на странице проекта: https://boomstarter.ru/projects/261731/akshuatskaya_loza * Фото из фондов Акшуатского краеведческого музея им. В.Н. Поливанова. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Ндааа…
Сохранение истории и культуры народа – функция ГОСУДАРСТВА, а не частных спонсоров.
13
изначально все держится на энтузиастах)
Г.Б.
Если рассуждать,что сохранение культуры народа -функция государства а не частных спонсоров. то это наше достояние мы не сохраним НИКОГДА! Подобные ответы равнодушных людей доказательство тому,что есть, есть у нас в нашем отечестве люди, которым далеко параллельно сохранится наше достояние. наша культура, наши традиции и особенности или нет. Прекрасный проект, спасибо всем его инициаторам и не надо жадничать, рассуждать. нужно просто взять и помочь в этом благородном деле, уверена, промыслу БЫТЬ!!!!
Ндааа…
“ДОКАЗАТЕЛЬСТВО тому,что есть, есть у нас в нашем отечестве люди, которым далеко параллельно сохранится наше достояние. наша культура, наши традиции и особенности или нет” – это НЕ КОММЕНТАРИИ на “Улпрессе”, а отсутствие достаточного государственного финансирования, из-за чего профессионалы, сохраняющие культуру, ходят, как нищие, с протянутой рукой! И не надо укоризненно тыкать пальцами в тех, кто просто сказал вам, как должно быть.