Эксперты говорят не столько об ослаблении кризиса, сколько о том, что люди на фоне снижения реальных денежных доходов уже привыкли жить в таких условиях. – Больше половины участников социологического опроса (59 процентов) считают, что кризис продлится три года или больше. При этом 24 процента заявили, что боятся обнищания или произвола властей. Что бы ответили Вы, если б пришлось стать участником соцопроса? Привыкли к кризису?

Виктор Григорьевич:
– Кризис в политике и экономике крайне отрицательно сказывается на простых людях. Наша жизнь – всегда в кризисе. Поэтому россияне не понимают, а как бы им жилось, если бы в стране все нормально было. А так^ хотелось бы пожить в обеспеченном, развитом государстве! Да, 24 процента россиян боятся произвола власти, а он заключается в том, что коррумпированные чиновники через оффшоры перекачивают незаконно нажитые деньги. Постоянно создаются какие-то фирмы, предприятия, министерства, различные структуры, куда бюджетные деньги утекают. Например, Сколково. Кризис поэтому оборачивается обнищанием одних и обогащением других. Мне кажется, что сейчас у нас вообще нет никакого кризиса, а есть классовое расслоение.

Игорь Владимирович:
– Зачем нам показывают чужие войны, чужие страны, куда наше «доброе» государство отправляет гуманитарные грузы, оружие, наших ребят?.. У нас своих проблем навалом. А чтобы оправдать, говорят: да они же уже привыкли к невзгодам, потерпят еще пару-тройку лет… У кого только язык повернулся такое сказать?!

Вероника Николаевна:
– Народ безмолвствует, совсем уже смирился, боится еще худших перемен, напуган близостью войны, майданами жестокими, своей не верят власти. Где триллионы сердюковщиной награбленных народных денег? За это кто наказан? Кто сидит? А нам стрекочут до глубокой ночи: патриотизмом наш народ велик. Лукавство и обман кругом. И этим можно всё оправдать, народ не смей и пикнуть. А кризис бесконечен… На оборону тратятся огромные деньжищи. До боли затянули россияне пояса. О будущем мечтать бессмысленно.

Александра:
– В советское время нас учили на примере капиталистических стран, что после кризиса будет застой, а потом – что-то типа возрождения, подъема. У нас же никаких улучшений не ощущается, никаких ровным счетом подвижек. Нас опустили настолько, что мы выпрыгиваем из штанов от радости, когда в магазинах объявляются скидки (в прежние времена, когда был дефицит, говорили: «В магазине товар выбросили»). А теперь чем лучше? Ужас что за жизнь сейчас.

Александр Сергеевич, новый город:
– Я что-то не припомню, чтобы в постперестроечное время были бескризисные периоды – была череда мелких, средних и крупных кризисов.

Елена Владимировна:
– Я пенсионерка, инвалид второй группы. Для меня главные статьи расхода – медицина, ЖКХ, продукты, одежда, то есть все – первой необходимости. При этом с нами никто не считается, коммунальные услуги дорожают буквально с каждым месяцем. И никому дела нет, как человеку прожить на пенсию в 12 тысяч рублей. Не понимают, почему нас шокирует, когда самые дешевые, допустим, тапочки вдруг ни с того ни с сего стали стоить 300 рублей. К нищете привыкнуть невозможно, нищета – это унизительно, чувствуешь себя какой-то мелкой букашкой… Когда читаешь или слышишь, как живут в Москве или Питере, начинает казаться, что это какие-то другие государства в нашей стране.

Петр Васильевич:
– Ну если как сейчас, потерпеть можно, даже несколько лет. Но это только если видишь перспективу более оптимистичную. Ну а если не видишь – просвета никакого!

Долгожитель:
– К кризису не привыкают, его стараются ликвидировать. Такого старания я не вижу. Врут, наверное, как обычно.

Борисов:
– Да, плохо живем. Но к любым условиям можно приспособиться. Меня сократили во время этого кризиса, решил не опускать рук, заняться бизнесом. Поначалу ничего не получалось, последние деньги, думал, пропали, ан нет, выстоял, сейчас нормально живу, семья довольна. Вот всем советую – соберите волю в кулак и дерзайте!

Виктор Федорович:
– Кризис усугубляется, и привыкнуть к этому невозможно. Власть всеми силами пытается поднять свой рейтинг, люди продолжают нищать. Причина в том, что народ отстранен от власти. Депутаты всех мастей не выполняют своих обязанностей – мы имеем власть чиновников, далеких от интересов народа. Каждый день нам вдалбливают, что всему свое время, а я так думаю -скоро со страной произойдет то же, что случилось с СССР.

Алексей Митрофанов:
– Несмотря на успокаивающие заявления чиновников о том, что худшие времена позади и мы увидим свет в конце тоннеля, люди не верят, да и неизвестно, какой длины этот тоннель, ведь светлых дней пока не видно. Соглашусь с мнением экспертов о том, что люди привыкли жить в позорных, рабских условиях. Но это не касается Вексельбергов, которые живут безбедно в отличие от всех нас и за счет нас.

Записали Елена ЗЫКИНА и Лидия ПЕХТЕРЕВА