История Ульяновска насчитывает 368 лет. За три с половиной века город перенес массу изменений. Сносились целые кварталы, появлялись новые улицы и микрорайоны. Так, 40 лет назад на левом берегу Волги, фактически в чистом поле, начали строить авиационный промышленный комплекс под девизом: «Город будущего». Но в 90-е радужные надежды на будущее были разрушены…

11918

Новый город
Микрорайон Авиастроителей и, как принято его называть в простонародье, Новый город, расположен на левом берегу Волги города Ульяновска. Он был построен одновременно с Ульяновским авиационным производственным комплексом (УАПК) для молодых специалистов и работников предприятия. Границы Нового города были обозначены проспектами Туполева, Авиастроителей, Генерала Тюленева, Маршала Устинова, Академика Филатова, Ленинского Комсомола (Ленком), Дружбы Народов и Созидателей. В этих границах в 1991 году и закончилось строительство Нового города. Началась перестройка.
– Нам не хватило всего лишь 5-7 лет для того, чтобы реализовать вторую очередь задуманного проекта, – вспоминает заместитель генерального директора УАПК по социально-бытовым вопросам с 1976 по 1995 годы Геннадий Паркин. — Если бы это было возможным, то тогда Новый город был бы совершенно другим. Мы хотели дать людям всё. Но все планы рухнули в один момент. Вторая очередь не состоялась. А дальше – хуже. Начали на этих землях строить внеплановые дома. Сегодня территория не освоена, где-то построены частные дома, где-то — торговые центры. И это очень больно. К сожалению, поправить всё это уже никто не может.

Выбор пал на Ульяновск
Разговоры о строительстве авиакомплекса велись долгое время, но никто не подозревал, что местом его расположения станет Ульяновск.
— Речь шла о Башкортостане, ряде районов ближней Сибири. Для меня было неожиданно, что грандиозное строительство развернется в Ульяновске, – рассказывает член Заволжского районного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Юрий Куприянов.
И действительно, в то время такие виды производства должны были размещаться за Уралом. Но Ульяновск стал исключением. Летом 1974 года неожиданно для всех на родину Ленина приехал Министр авиационной промышленности Петр Дементьев. Именно тогда он озвучил идею строительства УАПК. А уже к концу года вышло постановление Правительства о подготовке проекта.
***
Строительство столь крупного предприятия, как УАПК, было связано с созданием в СССР новогосамолет широкофюзеляжного самолета «Руслан»-«Ан-124». 30 октября 1985 года – знаменательная дата в истории не только «Авиастара» и Ульяновска, но и всей страны. Именно в этот день в голубое небо над городом взмыл первый красавец-самолет, который успешно прошел все испытания и пошел в серийное производство.

***
10 июня 1976 года уже был вбит первый колышек на месте будущего строительства. Специалисты из всех уголков нашей страны приезжали на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку, которая по своему масштабу, промышленному и архитектурному решению практически не имела равных. Грандиозный проект Нового города появился в 1979 году. А в 1981-ом были построены первые дома, и через год туда заехали первые новоселы.
– Стройка начиналась с двух пятиэтажных блочных домов. Они служили в качестве «малосемеек». Потом строились только многоэтажки и, конечно, сразу приступили к детским садам с бассейнами, школам и всей необходимой инфраструктуре, – отмечает Геннадий Паркин.

Задача и сверхзадача
Впервые в истории СССР было принято решение отказаться от возведения временных бараков и вагончиков. Были поставлены задачи: построить авиакомплекс, Новый город и выпустить новый самолет «Ан-124».
Может быть, кому-то это и сейчас кажется невозможным, ведь это огромная ответственность, но была поставлена и сверхзадача, которую нужно было выполнить. И в короткий срок в чистом поле появился жилой массив и огромный логистический комплекс, и всё это творение рук тогда ещё 20-25-летних молодых специалистов.
В 1991 году в Новом городе население составляло около 160 тысяч человек, и на этом не хотели останавливаться. Но грянули большие перемены, которые перечеркнули все планы.

Город мечты
Строительство Нового города было разбито на две части. В первую очередь стояла задача комплексной застройки жилого массива со всей инфраструктурой — для решения жилищного вопроса. Тогда проблем с жильем не было, людям давали квартиры бесплатно, а не как сейчас, когда многие вязнут в ипотеке. Бесплатную площадь получали все по очереди, задержек с заселением не было, да и с работой тогда проблем не было. Засыпая ночью и просыпаясь утром, люди мечтали построить «Город будущего», где их дети будут жить, учиться, работать и продолжать род.
Во вторую очередь планировалось строительство культурных, спортивных и административных объектов, а также возведение культурного центра города, скверов, парковой зоны, благоустройство набережной Волги. В планах даже было строительство крематория. Микрорайон и правда обещал быть грандиозным. Он поражал своей застройкой, просторами и красотой, зелеными массивами и транспортной доступностью. А ширине новогородских дорог до сих пор завидуют жители Правобережья. Ведь их строили в расчете на то, что в коммунистическом будущем машина будет у каждой семьи. Потенциал заволжских проспектов действительно велик!
Главным сооружением в Новом городе должно было стать 23-хэтажное здание с пристроями. С этим зданием в одном стиле должны были соседствовать Драматический театр, Дом культуры и жилые дома повышенной этажности. Все эти строения должны были располагаться по периметру квадрата. Перед административным зданием планировали разбить зеленый сквер с малыми архитектурными формами, а также комплекс фонтанов в гранитном оформлении. Кстати, и по сей день в Новом городе нет ни одного фонтана, если не брать в расчет фонтан у торгового центра, который возведен благодаря коммерческой организации.
Далее эспланада переходила в большую площадь для праздничных и общественных мероприятий. По сути, Новый город лишился своего центра. Территориально он должен был располагаться на месте нынешнего нового микрорайона «Центральный», который застраивается от поселка Рыбацкого до прибрежной парковой зоны Волги.
Прибрежная часть, по плану, оформлялась парковой зоной и спуском на городской пляж. Волжский берег виделся архитекторам обрамлённым гранитной набережной. К тому же была в зоне отдыха одна изюминка.
— Из всего, что касалось второй очереди, мы начали строительство только Дома культуры на 500 мест, – продолжает Геннадий Паркин. — Он должен был располагаться на проспекте Авиастроителей напротив поликлиники №6. Мы успели построить лишь цокольный этаж, а с приходом перестройки строительство были вынуждены заморозить. Всё построенное со временем растаскали. Сейчас там застраивают новый микрорайон коммерческие застройщики. Также многие из нас горели одной идеей, которая ни в Ульяновске, ни в других городах России не имела места быть. Это строительство набережной Волги с углублением дна и с намывом островков, с размещением на них культурного центра. Эти островки должны были быть связаны мостами, и всё это — среди волжского водохранилища! Вторая Венеция в Ульяновске!

Будущее
Вы просто задумайтесь и представьте, каково этим людям, которые долгие годы строили город с нуля и хотели дать нам, жителям, все удобства для жизни, — каково им было, когда буквально в один день им просто ударили по рукам. Впрочем, сложное время тогда наступило для многих. Жалко, что замечательный генплан Нового города, за который проектный институт получил Ленинскую премию, в наши дни оказался невостребованным. Воплотить в жизнь вторую очередь теперь невозможно. Стоит лишь поблагодарить тех, кто воздвиг Новый город и вдохнул в него жизнь. Безусловно, эти люди успели оставить нам многое. И каждый житель района должен это понимать и беречь.
В настоящее время микрорайон развивается, на карте города появляются новые дома. Авиакомплекс успешно выпускает самолеты, и благодаря ему наш Ульяновск называют авиационной столицей России.
Потенциал Нового города огромен. И, не забывая о прошлом, его жители смотрят в будущее. Наверное, будет здесь когда-нибудь и театр, и прекрасный парк на берегу нашей любимой Волги. А пока хочется обратиться к городским властям с просьбой помочь навести хоть мало-мальский порядок на территории, которая, как говорится, на виду. Например, парк «Прибрежный» превращается в склад мусора. Пешеходная дорога на проспекте Ульяновском превратилась в «музыкальную плитку» — хрустит и скрипит под ногами. А некоторые проспекты (например, перекрестки проспектов Туполева и Авиастроителей и Авиастроителей и Ульяновского) требуют установки светофоров.
Мы надеемся и верим, что Новый город все-таки станет «Городом будущего».
Марина ТИМОФЕЕВА