В последнее время вновь зафиксирован рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Ульяновской области. В группе риска все.

От пенсионеров до «голубых»
Недавно в СМИ прошла информация о том, что в Самарской, Кемеровской и Тюменской областях вирус иммунодефицита у каждого сотого. В Екатеринбурге вообще эпидемия и болен каждый пятидесятый. Более половины инфицированных в стране заразились через иглу, еще четверть — половым путем. К ВИЧ может привести даже маникюр или пирсинг, сделанный плохо обработанными инструментами.
В Ульяновской области эпидемия длится уже 16 лет. Но если раньше мы занимали 10 место по стране, то теперь держимся на 14-ом, в Поволжье — на 4-ом месте. Напомним, что пик эпидемии в регионе пришелся на начало 2000-х годов. Потом наступило небольшое затишье. И вот ситуация вновь обострилась. Пора бить тревогу.
— В 2015-2016 годах у нас отмечается рост заболеваемости, — сказала «МГ» заведующая эпидемиологическим отделом областного Центра профилактики и борьбы со СПИДом Елена Гришкеева. — Каждый год мы регистрируем от 900 до 1000 новых больных. По-прежнему больше всего заражаются половым путем — до 77%; 146 детей заразились от мам. В стадии СПИДа сейчас 2365 больных.
В группе риска все. Есть случаи, когда половым путем были заражены и 14-летняя девочка, и даже 80-летние пенсионеры.
Как и по всей стране, рост заболеваемости дают нам и «голубые». Если в начале 2000-х годов таких зараженных было 0,01%, то сейчас их где-то 0,1%. Но беда в том, что гомосексуальные контакты непросто выявить и тем более непросто установить партнеров. Многие такие ВИЧ-инфицированные скрывают свои связи.

Коварное спокойствие
А как ульяновцы реагируют на страшный диагноз? «По-разному», — сообщили нам в областном СПИД-центре. Кто-то воспринимает всё спокойно. Говорит 25-летняя Елена:
— Я проходила обследование в больнице, и мне сообщили о страшном диагнозе. Потом выяснилось, что один из моих бывших парней был ВИЧ-инфицирован. Честно говоря, о смерти я не думала. Наоборот, считала, что всё обойдется. Со мной работали психологи. Я не делаю из этого трагедии, я знаю, что с ВИЧ-инфекцией можно жить. Главное, вовремя принимать препараты.

— Лечение очень дорогостоящее. Препараты придется принимать инфицированным всю оставшуюся жизнь, чтобы поддерживать иммунитет, — отмечает Елена Гришкеева. — Интересный момент: зачастую те люди, которые спокойно воспринимают информацию о диагнозе, потом могут уйти в себя и довести дело до суицида.
Так, недавно в Ульяновске одна молодая женщина узнала, что у нее ВИЧ-инфекция. Она восприняла новость спокойно, но замкнулась в себе, скрыла информацию от всех, даже перестала разговаривать с мужем. А потом решила покончить с собой и выпила эссенции. Но вовремя спохватился муж, вызвал «скорую», и женщину вернули, можно сказать, с того света.

Встречаются и женятся
Но есть люди, которые тяжело воспринимают страшный диагноз. Их реакция — гнев, раздражительность. Они кричат на врачей, мол, этого не может быть, что им неправильно поставили диагноз. Утверждают, что у них всё нормально, нет жалоб на здоровье.
Бывает у людей и истерика. Человек рыдает, впадает в полуобморочное состояние. Поэтому у врачей всегда под рукой валидол и корвалол. С такими пациентами приходится работать врачу-психиатру.
— Мне помогли справиться с бедой, — рассказал 28-летний Владимир. — Когда я узнал, что болен ВИЧ-инфекцией, первое, о чем подумал, — жизнь закончилась, больше я ничего не смогу сделать. Я никому не говорил сначала. Пил, наверное, неделю. Боялся, что меня не поймут друзья, подруги. Скрывал всё от родителей. В итоге пришлось обращаться за помощью к психиатру. Теперь живу с женщиной, у которой тоже ВИЧ. И наш ребенок родился здоровым. Это большое счастье.
Кстати, вернуть к жизни помогают и различные службы знакомств на специальных сайтах. Там регистрируются, рассказывают о себе, о своих увлечениях, предлагают создать семью и вместе растить детей. Не так давно один ульяновский парень познакомился через такой сайт с девушкой из другого города. Они долго переписывались, спорили о смысле жизни, считали, что ВИЧ — это наказание. Только за что? За перепиской возникла дружба, и недавно они поженились.

«ВИЧ-пофигизм»
Но не всё так гладко. В последнее время как-то стали замалчивать проблемы ВИЧ-инфекции, словно СПИД отошел на второй план. Больные не лечатся либо из-за фатального пофигизма, либо из-за того, что их иммунные показатели еще не рухнули.
Оружие, которое должно предотвратить эпидемию — просвещение и профилактика. А в этом плане мы стали проигрывать. Одними фильмами и акциями проблему не решить. Нужны новые методы пропаганды. Минздрав в этой ситуации демонстрирует некую растерянность. Вроде стратегия борьбы с ВИЧ-инфекцией есть, но как ее реализовать? Куда больше потратить денег? На выявление, лечение или профилактику?
Плюс ко всему, в регионе не хватает врачей-эпидемиологов специализированного профиля. Одно время в Ульяновске, чтобы попасть на прием к такому специалисту, нужно было выстоять большие очереди.

Люди нервничали, срывались…
Да и рынок идет против. Ведь можно было бы снизить стоимость презервативов. 400-600 рублей за упаковку — слишком дорого для ульяновцев, у которых зарплата составляет 12-15 тысяч рублей.
Можно было бы вернуть в школы лекции о безопасном сексе, но некоторые местные учителя только от одного слова «секс» чуть не падают в обморок.
А ведь ситуация в регионе напряженная. В настоящее время более четырех тысяч жителей области получают специальное противовирусное лечение, которое позволяет остановить прогрессирование болезни.
— Каждый третий из вновь выявленных ВИЧ-инфицированных — это социально адаптированные люди. При ранней диагностике заболевания снижаются риски обострений и повышаются шансы на продление жизни. За десять месяцев 2016 года обследовано более 180 тысяч ульяновцев, – сказал министр здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Павел Дегтярь.
Только вся эта борьба упирается в деньги. А в связи с кризисом финансирование, в том числе региональное, уменьшается. Уже говорят, что в 2017 году сумма на ВИЧ будет урезана. Как же тогда воевать с эпидемией? Или опять: «Ну вы держитесь там!»?

***
В Ульяновской области в настоящее время ВИЧ-инфекцией болен каждый 114 житель. Общее количество заболевших на 1 ноября 2016 года – 16 370 человек, 76% из которых — в возрасте 20-40 лет, 9% — в возрасте 40-50 лет, 4% — старше 50 лет.
Каждый день 11 человек в России заражается ВИЧ-инфекцией