Рождество и следующее за ним календарное время — святки — один из самых значимых и почитаемых праздников в нашей стране. В данной заметке мы расскажем о некоторых любопытных рождественских обрядах и поверьях, которые были распространены на территории Ульяновской области. Сейчас об этих деталях и подробностях помнят и знают очень немногие.

Страшная неделя
По аналогии с предпасхальным периодом дни накануне Рождества считались «страшными». Например, в селе Сара вспоминали: «Раньше-то по старому стилю Рождество приходилось на 25-е декабря, а тут все переиначили — Новый год сначала справляют. И пляски, и веселье. А ведь это как раз самые страшные дни!».

Не случайно и то, что святки считались временем разгула всякой нечисти: во многих селах молодежь наряжалась почуднее, ряженые ходили по улицам, заглядывали в избы. Кстати, в селе Большая Кандарать Карсунского района до сих пор сохранился обычай рядиться.

Любопытно, что «святками» могли называть колдунов и оборотней, для защиты от которых на дверях и окнах рисовали специальные крестики. В эти дни особенно строго придерживались запрета мыться в бане после 12 часов ночи. «У нас одного запарили до смерти. Черти его парили, парили и воткнули ногами в печной кожух. Потому что не ко времени пошел мыться», — рассказывали нам в селе Тияпино Инзенского района.

Существовали и другие запреты. Например, в сочельник (вечер накануне Рождества) воздерживались от еды — до той поры, пока не появится первая звезда. Это связывалось с евангельской историей о звезде, возвестившей о рождении Христа. Так поступали в селах Шеевщино, Никулино, Араповка и других. Причем постились в основном взрослые, ребятишкам есть разрешалось.

Конечно, строго запрещались в сочельник и гулянья, веселье-пляска. Правда, в селе Беловодье Карсунского района у мордвы накануне Рождества был распространен обычай совершать обход наряженной с пестом. Одна из женщин одевалась в старую одежду, ходила по селу и стучала пестом в двери, спрашивая: «Много ли за год напряли-наткали?». Ряженой показывали работу, проделанную женщинами за год.

Что пекли и ели?
К рождественскому столу было принято готовить специальные блюда. Так, в селе Чумакино пекли так называемые «сочни» — пирожки из пресного теста с начинкой из толченого конопляного семени. Полвека тому назад коноплю не только употребляли в пищу, но и делали из нее одежду, веревки и многое другое.

В селе Араповка особое рождественское блюдо именовалось «сочельник» — лепешки, политые конопляным соком. «Месили лепешки, их в пылу (в затопленной печке) пекли на сковороде. Эти лепешки крошили, обливали конопляным соком и подавали к столу. Ими разговлялись в сочельник», — говорили нам араповцы.

Вообще, рождественский стол считался постным. По словам жителей Чумакино, помимо сочней, разговлялись картошкой, чечевицей и гороховым киселем. Однако в селе Валгуссы Инзенского района на праздничный стол ставили (кто имел возможность, конечно) жареного поросенка.

Молодежные обходы
Утром в Рождество устраивали обходы домов — с пением тропарей, колядок, таусеней и специальных «стишков». В утреннем обходе принимали участие только дети, которые часто ограничивались такими текстами: «Рожаство, Рожаство, красно солнышко взошло, я славить не умею, просить не смею». Или: «Маленький кнопик принес Христу снопик, а вы, люди, знайте, копеечку дайте».

Христославов принимали хорошо, так как считалось, что их приход обеспечивает приплод скотине и богатство семье. К примеру, в селе Первомайском Инзенского района сажали на шубу, брошенную у порога, первых пришедших мальчиков. «На шубу сажают мальчишку, а не девчонку. Шубу кладут у порога — вот вроде богатство будет», — рассказывали жители Первомайского.

В других вариантов богатство должно было прийти к самому славильщику, кто первый с утра приходил в чей-нибудь дом. Так, в селе Утесовка Сурского района пришедшего накрывали шубой с головой и давали денег, что сулило ему удачу и довольство.

Колядки пели не только на Рождество, но и на Новый год. Интересно, что в нашем регионе «колядки» и «таусени» различались: первые пелись детьми и в основном по утрам. А таусени исполнялись взрослыми — когда те рядились и ходили по вечерам пугать прохожих и навещать знакомых. Таусени могли называться «сеньками-усеньками», за их исполнение ждало угощение.

Вот, к примеру, какой текст был записан в селе Засарье в 2000 году: «Таузень, таузень, подайте на ужин, кишки да лепешки, свиные ножки — в печи сидели, все на них глядели. Летел-летел кочеток перед баушкин дворок. Подайте усеньку!».

При подготовке статьи использовались материалы словаря « Традиционная культура Ульяновского Присурья».

Евгений Нувитов