Деньги сопровождают нас на протяжении всей жизни. Хотя поговаривают – наличности приходит конец. Ей на смену постепенно приходят пластиковые карты и безнал. Впрочем, в противостоянии между надежной домашней банкой и банковской картой первая пока авторитет держит. Причина проста: люди не всегда доверяют банкам, и на то есть основания. В этом лично убедился корреспондент “МГ”.

НАВЯЗЫВАНИЕ УСЛУГ
Банковские карты массово вошли в обиход лет 10 назад. Сначала карты были продуктовые, затем зарплатные, а теперь стали дебетовые и кредитовые. Свой пластик выпускают даже мобильные операторы. Практически во всех магазинах теперь можно расплатиться картой. Надо признать, преимущество безнала очевидно: не надо никуда ехать и тратить время в пути; совершать платежи можно и дома на диване.

Вместе с тем полного доверия в отношениях людей и банков так и не возникло. До сих пор живо в памяти “банковское кидалово” 90-х годов. Сегодня, конечно, так откровенно кредитные организации не свое не присваивают. Да и многие стараются сразу же при поступлении наличных обнулять счета: так надежнее. Однако всё же необходимость в безналичном расчете периодически возникает, и тогда приходится деньги на карту возвращать – пополнять ее. Вот тут-то и начинается самое интересное.

БЕЗРУКИЕ БАНДИТЫ
К сожалению, банковской системе еще очень далеко до совершенства, и сбои в ней – дело обыденное. Совсем недавно я убедилась в этом на своей шкуре. Решила пополнить карту, заскочив в ближайшее отделение банка. Пока стояла в очереди, ради подстраховки продемонстрировала двум камерам зала кровно заработанные 15 000 рублей, которые собиралась отдать банкомату. Показала их и “всевидящему оку” самого банкомата. Далее всё, как того требуют правила: карта, пин-код, деньги… Машина приступила к подсчету. Пошуршав купюрами, аппарат затих и вернул мою карту, распечатав чек с сообщением о том, что денег от меня не получил. Я бросилась к телефону экстренного вызова. Оставив претензию оператору, я ненадолго успокоилась. Причем, замечу, в заявке я просила сделать пометку “срочно”, поскольку срывался ипотечный платеж. Утром следующего дня я уже стояла в отделении банка, банкомат которого “съел” мои деньги. После долгих пререканий, добравшись до руководителя, я заполнила еще одно заявление. При этом банкомат, давший сбой, продолжал работать. Сотрудники банка пояснили, мол, вчера он “закапризничал”, а сегодня стал исправно работать. Сам.

Всю неделю я звонила на горячую линию и посещала отделение банка. В результате добралась до руководителя отдела, что выносит решения по претензиям. Мне пришел ответ: “Ваша претензия о несогласии со сроками рассмотрения закрыта. Сроки по первой претензии продлены”. То есть вместо прежних 15 дней предложили ждать 45 – не возврата денег, а лишь решения.

Я вновь начала добиваться решения своей проблемы и задавала банку вопрос: “Почему, когда клиент берет кредит, банк отсрочку по оплате не дает и начисляет пени, а когда банк пользуется моими деньгами – это в порядке вещей?”. После этого деньги мне на счет вернули – целых 11000 рублей. На мой вопрос, где остальные, был ответ: “При инкассации банкомата неучтённых выявлено всего 11 000”. Оставшиеся 4 тысячи мне предложили выуживать из банка через суд.

ЕСЛИ БАНКОМАТ УКРАЛ ВАШИ ДЕНЬГИ?
Главное, не паниковать, советуют юристы, и не принимать всё как должное. Нужно действовать! Алексей Черкасов – сотрудник отделения ульяновского банка – советует:

– Желательно совершать все операции в банкоматах, непосредственно находящихся в отделении банков. Если сбой произошел в рабочее время, то нужно сразу пригласить сотрудника банка зафиксировать ситуацию, в обязательном порядке написать претензию в самом отделении с истребованием заверенной банком копии и продублировать по горячей линии. При необходимости повторить процедуру. Если сбой произошел в стороннем банкомате, то фиксировать опять же нужно по горячей линии, а также уточнить при звонке, какое отделение банка или какая организация обслуживавт данный банкомат.

По закону, банки в среднем рассматривают любую претензию в течение 30 дней. Хотя продлять сроки до бесконечности им никто не запрещает.

– Истребовать причиненный сбоем материальный ущерб можно. Только это дела судебные. Причем процент за пользование вашими деньгами невелик и рассчитывается по ставке рефинансирования, установленной Центробанком, а вот остальное придется доказывать, – говорит адвокат Виталий Синицын. – В моей практике дел, когда клиенты судились с банком за некачественное предоставление услуг, не встречалось. Переубедить людей в том, что выиграть можно, к сожалению, пока не удается.

Поиски прецедентов во всемирной паутине натолкнули нас лишь на одно дело 2011 года. Истец дело выиграл, но банк ни деньги, ни пени так и не вернул, зато подал встречный иск за нарушение истцом условий договора, обвинив в некорректном пользовании банковскими услугами и продуктами. Дело тянется до сих пор. При этом цена вопроса – 9000 рублей.

Получается, банковская система напоминает колесо фортуны? Кому-то везет -и ему возвращают деньги, “потерянные” в банкомате. А вот сколько банк заработал на тех, у кого деньги “съел”?..

ЗАКАТ НАЛИЧНОСТИ
При всех несовершенствах банковской системы Центробанк при поддержке Правительства РФ совсем недавно заявил о том, что золотой век наличности на излете. В ближайшем будущем все платежи сверх суммы в 300 тысяч рублей будут только безналом.

– Переход на безналичные расчеты, несомненно, выгоден, только не нам, а Минфину, который лоббирует эту идею. Простым смертным, кто до сих пор получает зарплату в конвертах, она неспроста внушает опасения, – уверяет доктор экономических наук Алексей Романов. – Считаю, что возможный перевод всех крупных покупок на безнал автоматически накинет “колпак” на всех.

И хотя банковскими картами даже при всех проблемах, приключающихся с ними, никого не напугать, еще одну серьезную проблему с повестки дня никто не снимал. А именно – кибербезопаность. Ведь если банки неспособны наладить собственные банкоматы и выработать честное отношение к клиентам, как они защитят пользователей от виртуальных мошенников?

Однако стоит признать, что исчезновение дорогой в обслуживании наличности уже не фантастика, а реальность, которая обязательно придет и к нам.

Ольга ФИЛИППОВА

РЕАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ
– Я пополняла карту на 21 тысячу: нужно было за ипотеку перевести. Банкомат деньги принял; пришло сообщение, что деньги на счет зачислены, – говорит Надежда Ракова. – А через 30 минут приходит другое сообщение, об ошибке зачисления, с пометкой, что деньги со счета списаны. Прошло уже полтора года, но доказать незаконность операции я так и не смогла.

– Снимал деньги с карты. Торопился – и забыл их в банкомате. Когда опомнился – прибежал, а их уж, естественно, нет, – вспоминает Алексей Сидоров. – Никто мне забытые деньги не вернул, хотя я претензию об изъятии видеозаписи с банкомата писал.

– Я совершал несколь ко платежей с карты через банкомат, – рассказывает Валерий Барышников. – Получил чеки об успешном списании. Но до адресатов деньги не дошли. После рассмотрения моей первой претензии в банке мне заявили, что я сам ошибся. Написал вторую претензию. Жду третий месяц.