Такое предупреждение делали друг другу фашистские летчики, увидев летящий «Як» Василия Серегина.

На крыло
Подъем – в три утра. За окном чуть светает. Все по распорядку. Зарядка, завтрак, все садятся в старенький автобус. На построении Василий Серегин отвечает как положено: «Я!». В старинном здании напротив Карамзинского сада – общежитие летной школы ОСОАВИАХИМа. Автобус отправляется вниз по улице Ленина к Свияге и, миновав село Конная, останавливается у аэродрома.

К курсантам летной школы уже прикреплены инструкторы. Взревели моторы самолетов. Первое упражнение – взлет, после набора высоты надо сделать квадрат 400 на 400 метров, затем плавно посадить учебный У-2 на взлетную полосу. Первый полет делает инструктор, второй – курсант. И так – несколько раз, пока все элементы не отработаны. Затем все отправляются в старинное здание бывшего ремесленного училища Орлова-Давыдова, где начинаются теоретические занятия. Учеба заканчивается иногда в 16.00, иногда в 17.00.

На разборах полета курсанту Василию Серегину ставили обычно «4» и «5». В личном деле учащегося отмечено, что родился он в Тульской области, окончил 10 классов – для сельского паренька это солидное образование. Затем поступил в ФЗО и одновременно обучался в кружках ОСОАВИАХИМа.

учеба в летной школе Ульяновска пролетела незаметно. Василий окончил ее по двум специальностям – техника и пилота. На выпускном вечере провожали своих питомцев наставники – В. Иванов, М. Дейнека, Д. Гайсин, В. Бадаев, Г. Балашов, И. Богданов, А. Голышев. Они желали своим воспитанникам большого полета.

Как и положено, за праздничным столом сидел баянист из выпускников, который считался лучшим не только в летной школе, но и во всем Ульяновске. Коронным его номером был романс популярного певца, куплет начинался словами «Татьяна, ты помнишь дни золотые». Но как ни пытался Василий Серегин переиграть его – он тоже пришел с баяном, ведь туляки природные гармонисты, – ему это не удалось. Однако он многое взял из приемов знаменитого баяниста и запомнил надолго этот романс. Покидать Ульяновск не хотелось, он привык в свободное время бродить по Венцу, спускаться в Свердловский сад – сейчас он носит название Владимирского сада. И вместе с товарищами купался на Волге.

Шел 1935 год. Международная обстановка была тревожной. На востоке в Маньчжурии японцы делали провокации на границе, в Германии два года правил Гитлер, не скрывавший своих притязаний на Советский Союз…

Русские бои с «французским акцентом»
Василия Серегина со свидетельством летчика-инструктора направили на работу в Киров. Ульяновский выпускник развернул в местном отделении ОСОАВИАХИМа работу по привлечению молодежи в парашютные, летные кружки и в команду авиатехников. О качестве его работы свидетельствует то, что восемь его воспитанников в годы Великой Отечественной войны стали Героями Советского Союза. А вятский полк стал одним из лучших в воздушной армии, оборонявшей Ленинград.

С началом Второй мировой войны опытных инструкторов аэроклубов стали направлять в военные училища. После окончания Чкаловской военной летной школы Василия назначили в Одесский военный округ. Уже в первую неделю войны ему пришлось столкнуться с опытными пилотами люфтваффе, но он не уступил им в мастерстве.

Весной 1943 года ^же имеющего опыт сражении Серегина командировали в 303-ю гвардейскую дивизию, которую возглавлял Г. Захаров. Вновь прибывший капитан начал воевать в составе 18-го полка дивизии и первый экзамен выдержал на Западном фронте близ города Козельска. Серегину удалось сбить самолет-разведчик, и вскоре он вошел в первую пятерку лучших пилотов-штурмовиков.

В это же время 18-й полк взбудоражило известие о прибытии 11 летчиков эскадрильи «Нормандия». Французы, прошедшие уже первоначальную выучку на наших «Яках», зарекомендовали себя неплохими асами, но уже в первых боях с фашистскими самолетами действовали индивидуально и имели потери. В основном это были летчики 22-23 лет. И тогда командир полка издал распоряжение прикрепить к эскадрилье «Нормандия» опытных истребителей. Василий стал летать с Риссо. Сначала он был ведущим, а француз прикрывал его сзади, затем они менялись местами. Опыт своего наставника Риссо быстро усвоил, и вскоре ему удалось в паре сбить немецкий «Фоккер».

В приказах по армии отмечались удачные действия Серегина под Орлом, Смоленском, Молодечно. 303-й дивизии за удачные штурмовки немецких позиций под Молодечно было присвоено звание «Молодечновской». И Серегин вместе с Риссо, как положено, вместе отметили это событие. В день им приходилось по два-четыре раза вылетать на штурмовки, на сопровождение бомбардировщиков и на «свободную охоту». Кстати, уроки Василия не прошли для Риссо даром: после войны он был назначен командующим подразделением ВВС Франции.

В минуты отдыха, когда отмечали очередную победу – сбитый самолет, Серегин садился за баян. И тут уже его переиграть никто не мог. Коронным был тот самый романс, посвященный Татьяне. И вскоре французский напарник в шутку предложил пилотам по радиопереговорам именовать Серегина позывным «Татьяна». Позывной прижился. «Як» Серегина немцы уже хорошо знали и в случае обнаружения звена ульяновца по рации всем сообщалось: «Внимание! В небе «Татьяна», будьте осторожны!».

Последний свой вылет Серегин совершил 12 апреля 1945 года в паре с Жаком Андре, который к этому времени сбил уже 13 самолетов. А 25 апреля воздушные бои закончились. Как и положено, 9 мая русские и французские летчики вместе отметили великий праздник Победы.

В очередном наградном листе на Серегина указывалось, что он достоин высокой правительственной награды: не раз отличался в боях, начиная с Орши и заканчивая Кенигсбергом, помог французам из «Нормандии-Неман» овладеть новым Як-3. Но видимо, в политуправлении армии были сигналы о том, что воспитанник ульяновской летной школы не всегда ведет себя дисциплинированно в небе, совершая головокружительные виражи, и слишком самостоятелен в боевых действиях. Поэтому ограничились третьим орденом Красной Звезды.

19 июля 1945 года 30 новеньких «Яков», подаренных Сталиным французскому полку, поднялись в небо курсом на Париж. Их полет сопровождали пилоты 303-й дивизии. В Париже победителям устроили торжественный прием, Серегину досталось место напротив генерала Де Голля. Он уже немного понимал французский язык и побеседовал с будущим президентом Пятой Республики. По окончании торжества Серегину вручили Диплом почетного гражданина Парижа.

Против летающих крепостей»
7 ноября 1947 года в Москве на Красной площади состоялся традиционный пapaд наземных войск и частей ВВС. Над главной площадью страны промчались отважные МиГ и, в числе лучших пилотов был и Василий Серегин. Командовал воздушным парадом Василий Сталин, и после его завершения он устроил прием. Василий Георгиевич, как говорят, за словом в карман не лез, в том числе и перед большим начальством. Пропустив пару рюмок, Серегин подошел к сыну Верховного главнокомандующего и попросил его вернуться к рассмотрению вопроса о присвоении ему заслуженного звания. Командующий обратился к его однополчанам. И те подтвердили, что Серегина не раз представляли на звание Героя за 16 сбитых лично и восемь вместе со звеном самолетов, но безрезультатно. Через несколько дней товарищ Калинин вручил Серегину грамоту о присвоении ему звания Героя Советского Союза.

В сентябре 1950 года лучших пилотов 303-й истребительной дивизии командировали на Дальний Восток. Китай и Советский Союз решили помочь Северной Корее, в которую вторглись южнокорейские войска и американские летные части. На приграничном аэродроме Аньдун русских летчиков переодели в китайскую форму, поскольку официально Советский Союз в войне не участвовал. Василий Георгиевич с командующим 64-м корпусом генералом Лобовым был назначен штурманом дивизии. Задачей русских летчиков было прикрытие двух мостов через реку Ялу, по которым из Китая и СССР доставляли в Корею боеприпасы и продовольствие.

Неприятной для Серегина стала встреча с новым американским истребителем «Сейбр», который по характеристикам превосходил наш лк-15. Но вскоре штурман и его звено приспособились и открыли счет сбитым американским самолетам. Ульяновцу удалось сбить несколько «летающих крепостей». 12 летчиков полка за участие в боевых действиях в Корее получили звания Героев Советского Союза.

В начале 1951 года из СССР прибыли новые МиГ-15бис, которые превосходили по боевым качествам американские машины. Испытать новый самолет поручили Серегину. За боевыми действиями наших пилотов пристально следил сам Сталин, ему регулярно докладывали и о победах, и о потерях советских машин.

Во время одного из вылетов на новом МиГе Василий Георгиевич долетел до столицы Южной Кореи Сеула. По пути на свой аэродром он не удержался и обстрелял попавшуюся ему американскую военную базу. В этот период уже начались предварительные мирные переговоры. Вернувшись с задания, летчик отрапортовал о полете, молчав о налете на базу.

омандование дало добро на эксплуатацию новых машин. А через день во всех газетах США появилась сенсация: новый советский самолет вторгся в Южную Корею, подверг ее бомбардировке и нарушил договоренность о мирных переговорах. Серегина вызвали «на ковер», он во всем признался. Его похвалили за смелость, но, чтобы избежать международного скандала, понизили в должности, переведя штурманом в один из полков. Через несколько месяцев Василия Георгиевича снова восстановили в прежней должности, и он получил очередную награду.

В отставку боевой летчик ушел в 1958 году в звании полковника. Организовал в Гомеле патриотический центр для молодежи, где учил будущих пилотов овладевать летным мастерством. А работать устроился товароведом на одно из предприятий. Умер Василий Георгиевич в 1998 году. На мундире Героя двух воин были два ордена Ленина, два ордена Отечественной войны, пять орденов Красной Звезды и множество медалей…

Владимир Радаев