Рукопашные боевые искусства Китая продолжают манить россиян своей необычностью, возможностью обретения чудесной силы, дарующей непобедимость.

Недавно гостем Международной академии цигун и тацзы при Российско-китайском центре стратегического партнерства УлГУ стал москвич Александр Скалозуб, русский человек, практикующий экзотический для нас стиль ушу Илицюань. Победитель чемпионатов по Илицюань в России и за рубежом, обладатель второй мастерской степени в этом стиле ушу, главный инструктор по нему в России и других странах, он поразил участников проводимого им семинара в Ульяновске необычными возможностями своего духа и тела. Например, лежащую на столе руку Александра не мог даже приподнять один, вполне тренированный, мужчина.

Наш корреспондент попыталась выведать у Мастера некоторые тайны китайского искусства, которым он владеет.

– Александр, расскажите об Илицюань. Что послужило для Вас толчком к увлечению им?

– В 1975 году, когда я учился в Московской городской капелле мальчиков и играл на скрипке, душа моя почувствовала, что для воспитания в себе мужского характера мне необходимо что-то еще. И я записался в секцию дзюдо и самбо. Дальше пошел путем изучения карате, различного рода кунг-фу. В 1998 году, когда я занимался бизнесом и был в командировке в США, встретился с китайским мастером Чин Фансеном. Он эмигрировал в эту страну в поисках лучшей жизни и обосновался в буддийском монастыре под Нью-Йорком. Благодаря ему я познакомился с искусством, которое называется Илицюань. Слово переводится как «боевое искусство осознанности». Это внутренний стиль.

– В чем разница между внешним и внутренним стилями в китайских единоборствах?

– Может Быть, ответ подскажет притча из даосского трактата Ян Чжу о чудесном коне, где сказано: «Хорошего коня узнают по его стати, по костяку и мускулам. У чудесного же коня все это то ли угасло, то ли скрыто, то ли утрачено, то ли забылось. Такой конь мчится, не поднимая пыли, не оставляя следов». Т о есть в этом стиле большее внимание уделяется не физическому тренингу, а внутреннему,психологическому процессу. К Чин Фансену я попросился в ученики после того, как сошелся с этим Мастером в поединке и понял, что ничего не смогу против него сделать, хотя много лет занимался боевыми искусствами. Через некоторое время я прошел посвящение и по китайской традиции считаюсь сыном своего Учителя.

– Почему об Илицюань мало что известно?

– Он развивался в рамках одной семьи. И в период популярности восточных искусств этот стиль Был как бы в тени, благодаря чему не стал выхолощенным, модным. Илицюань сохранился таким,каким был с древних времен. А мой Учитель, будучи весьма просветленным человеком, сумел создать методику, адаптированную к западному менталитету.

– Что Вы имеете в виду, говоря о семье?

– Это именно семейная традиция. Чин Фансен учился у своего отца, а тот, в свою очередь, у своего и так далее. В Китае часто стили боевых искусств назывались по имени той или иной семьи, которая их разработала и практиковала. И свои секреты они не раскрывали, иначе дело могло закончиться даже убийством того, кто это сделал. Ведь семья этим зарабатывала на жизнь: занималась охраной состоятельных людей, деревень, сельскохозяйственных полей, защищала торговые караваны. Поэтому, если боевые техники передавались постороннему, то он должен был стать членом семьи.

– Есть ли у ушу Илицюань свой моральный кодекс?

– Безусловно, в любой школе боевых искусств существовал так называемый кодекс воинской добродетели, который очень Близок к христианским заповедям: не убей, не укради, не прелюбодействуй, почитай старших и так далее. И в зависимости от того, как человек соблюдал заповеди, зависел его уровень. В истории Китая мы можем узнать о людях, занимавшихся известными стилями, но в традицию они не вошли. Значит, какие-то их моральные качества оказались недостаточными.

– Давайте вернемся к особенностям Илицюань. В стилях, ориентированных на физическую силу, о прогрессе можно судить по нарастающей мышечной массе, а тут?

– У нас ситуация немного другая. Каждое занятие – это как положить бумажку на ступеньку. Стали вы выше? Нет! Но каждый день – это новый лист, а потом прошел год, и вы замечаете, что стоите уже на новой ступеньке. Как говорят на Востоке, чтобы дерево росло, не нужно тянуть его за макушку. Удобряй, ухаживай! И потом ты не заметишь, как выросла яблоня, которая кормит твою семью. Занимаясь, нужно следить за тем, что происходит с тобой, за твоими ощущениями, и тогда наше внимание прирастает, а значит, мы становимся внимательными к окружающему. Неслучайно такие стили называются в переводе с китайского «с широко открытыми глазами».

– Чего конкретно может достичь человек, идущий по этому пути?

– В его основе – сама природа. Как говорит мой Учитель, здесь нечему учиться и нечему учить. Единственное, чем мы занимаемся, – мы смотрим, что нам уже дано природой, учимся распознавать, как мы дышим, ходим, чувствуем. И тогда мы возвращаемся к изначальному в себе. Именно в этом случае мы сможем стать человеком.

– Человеком с большой буквы?

– Нет, просто человеком!

– Звучит как-то абстрактно…

– Вот попугайчик или собачка: что им нужно сделать, чтобы стать попугайчиком или собачкой? Они таковыми родились, и этого достаточно. А человеку нужно очень и очень постараться, чтобы стать человеком. Если мы не будем его образовывать, растить в окружении других людей, то он не станет человеком. Известны истории о разного рода Маугли. Англичане в своих колониях проводили эксперименты: отнимали детей у аборигенов и помещали их в изолированные условия в надежде, что эти дети заговорят на протоязыке, языке Адама. В результате к двум-трем годам у этих детей полностью разрушался речевой аппарат. Они мычали, рычали, и людей из них получиться не могло. Поэтому, чтобы стать человеком, мы должны над собой потрудиться. И Илицюань – один из способов сделать это. Но человек сам по себе не хочет быть человеком. Он механически делает Большинство вещей, он раб привычек, он как компьютер, у которого есть алгоритмы на все случаи жизни: утром завтрак, работа, обед, встречи и так далее. Но для чего-то же нам дана искорка Божья?..

– Хорошо, чего Вы сами достигли, занимаясь уже 40 лет восточными искусствами?

– Могу с гордость сказать, что меня другое качество Бытия.

Например, всем нам нравится любоваться закатом У моря. Но не все могут созерцать, сливаться с этим. Слишком много вокруг Болтовни и суеты. Один знакомый после медитаций у меня на занятиях через три дня прибежал ко мне с огромными глазами и сообщил, что начал чувствовать запахи. «А ты что, их не чувствовал?» – спросил я его. «Иногда, а теперь – постоянно»,

– ответил он. А представьте, что в результате занятий вы начнете видеть цепочки событий, которые приводят к текущему моменту, и начнете распознавать настоящее, видеть то, что не могут видеть другие? Обычно человек живет либо в прошлом, откуда извлекает информацию, либо в будущем, о котором мечтает. Как ему попасть в настоящее, которое есть истинное бытие, в котором происходит все самое интересное? И это как раз есть то, чем мы занимаемся. Возвращаясь к себе, могу сказать, что не раз был чемпионом, что организовал всероссийскую школу ушу Илицюань, что мои ученики сами стали чемпионами, инструкторами и обучают других. Можно говорить и о том, что среди моих учеников – молодые люди с ДЦП, которые успешно выступали на соревнованиях, а сейчас занимаются с детьми с таким же заболеванием. Илицюань

– это способ вернуться к изначальному в себе, к природе. Это твердая опора под ногами, на основе чего вы сможете выстраивать свою профессию, хобби, интересы, личные отношения.

– Что бы вы пожелали ульяновцам в новом,2017 году?

– Конечно же, вернуться к изначальному в себе!

Беседовала Ирина Морозова