В прошлом номере «Управдома» мы рассказывали о доме №52 по улице Пушкарева, где жители жаловались на разбитые стекла и холод в подъездах. На наш запрос в УК лишь развели руками, мол, а что тут поделаешь – это же бывшее общежитие… Как и обещали, мы посетили этот дом, чтобы выяснить, почему там никто не может навести порядок.
Увиденное поразило нас до глубины души… Непонятно, как вообще в таких условиях могут жить люди!

Сразу же на входе в подъезд нас встречает: гора деревяшек, остатки картона, два старых унитаза, выброшенные елки. Все это лежит рядом с полупустыми контейнерами для мусора. Заходим внутрь. Все стены первого этажа – в раскуроченных и раскрытых настежь почтовых ящиках. Стены ободраны. На видавшем виды линолеуме – обрывки газет.

– На первом этаже еще нормально, вы поднимайтесь выше! – советует одна из жительниц Антонина ВОРОБЬЕВА.

По ее словам, в подъездах 52-го дома повсюду сплошная антисанитария, тараканы, двери никогда не закрываются, и ходят все кому не лень.

Поднимаемся на этаж выше. Возле дырявого мусоропровода – гора мусора, тут же и повсюду на ступенях – простите за подробности – настоящий общественный туалет. Пластиковые бутылки и гниющие остатки еды чередуются с граффити из нецензурных выражений на стенах. Окна действительно наводят тоску: старые деревянные рамы со свисающей паутиной, очень часто вместо стекла (особенно снизу) торчит фанера. Картину запустения дополняет отовсюду свисающая электропроводка и разбитое оборудование интернет-провайдеров.

Освещение практически везде отсутствует, и пробираться приходится, подсвечивая путь мобильником. Атмосфера – как в жутком абсурде. Несколько раз в коридорах и около мусоропровода встречались кем-то аккуратно поставленные межкомнатные двери. Череда квартир на каждом этаже сменяется своеобразным холлом – пространственным расширением, которое завалено и заставлено старой мебелью, неработающими холодильниками, подушками, сундуками – в общем, всем, что легко может вспыхнуть от первой же брошенной спички. На многих этажах, к слову, черные следы пожаров – обугленные потолки и стены.
А в одном из полуразваленных электрощитков – как в насмешку – коробок спичек.

Кстати, если уж говорить о злых шутках: на седьмом или восьмом этаже кем-то приклеена листовка с безнадежным призывом: «Не надо мусорить» с оторванной «не», что и соответствует реальности.

Для полноты ощущений прибавьте к увиденному удушающий, теплый смрад, который обычно является приметой давно заброшенных и нежилых помещений. Однако кто-то здесь все же есть, это можно понять по доносящимся откуда-то из-за угла репликам, явно нам адресованным:

– Здесь никому ничего не нужно!

– Все друг друга боятся! Тут очень много съемных квартир и никто никого не знает.

– Старшего по дому никогда не было и не будет – кто же возьмется такой дом приводить в порядок?

Довольно долго обитатели дома буквально прячутся от нашего корреспондента, отделываясь вот такими репликами, скорее, даже бурчанием. Двое все же решаются поговорить, жалуются, что «платят – а ничего не делается». При этом даже не знают название своей управляющей компании.

Нам кажется, что Пушкарева, 52 является показательным образцом того, во что может превратиться дом без хозяина. Вернее, формально собственники имеются, но они боятся общаться друг с другом, какое уж там провести собрание! При таком отношении соседей, естественно, никто не решается брать на себя ответственность и создавать совет МКД, тут не то что контролировать, даже общаться с УК не хотят.

Можно рассуждать о том, что, возможно, решение приватизировать общежития было изначально не правильное. Но факт в том, что 52-й дом стал напоминать декорации к фильму ужасов благодаря своим же жильцам. И к сожалению, эту ситуацию можно назвать типичной для многих таких же бывших общежитий по всему городу. Если у вас есть обратные, то есть положительные примеры решения данной проблемы, сообщите нам, чтобы мы написали об этом!

Сергей Соболев