Не знаю, что из этого выйдет, но давайте сегодня в разговоре о прошлом города попробуем обратиться к серьезному академическому изданию, выпущенному без малого два столетия назад. В 1-ой половине 19 века вышло в свет 8-томное «Полное собрание ученых путешествий по России» Императорской Академии наук, изданное по инициативе ее президента С.С.Уварова, с целью обобщения и распространения основных сведений о России, полученных в результате экспедиций Академии наук, предпринятых в разные годы. В третий том «Собрания», изданный в 1821 году, вошли «Записки путешествия академика Лепехина». Иван Иванович Лепехин, естествоиспытатель и лексикограф, принимал участие во многих экспедициях по Уралу, Поволжью, Западной Сибири и Русскому Северу. В 1-ую часть «Записок» – «Путешествие от Петербурга до Симбирска» – вошла и глава, посвященная нашему городу. Надобно иметь в виду, что «Записки» Лепехина – не беллетристика или путевые заметки с описанием видов и местного быта, а сугубо научный труд. Так, применительно к Симбирскому краю академик пишет о минералогии, палеонтологии, фауне… Весьма любопытны описание находимых близ Симбирска (Нагаткино и др.) костей «древних слонов» и рассуждения И.И.Лепехина о их возможном происхождении. Видимо, 200 лет назад даже академику было трудно объяснить такие находки. Я же хотел бы поделиться здесь частью «Записок», посвященной рыбным промыслам в Симбирске. Согласитесь, всем нам случалось обсуждать темы о том, какой была Волга, какая рыба в ней водилась, рассматривать фотографии гигантских осетров и белуг, выловленных 100 лет назад (да и позже). При этом большинство из нас довольно смутно представляет себе, как именно это происходило. Ну что: захотелось икорки, пошел на бережок, поймал двухметрового осетра, «надоил» пару ведер икры, и сиди, ешь ложкой? Оказывается, существовала целая индустрия рыбной ловли, со сложной технологией, в которой не сразу разберешься, и тщательно продуманной экономической политикой. Впрочем, ловля осетровых при помощи «городьбы» практиковалась на Волге задолго до путешествия академика Лепехина, о чем, в частности, можно судить по гравюре 17 века (фото 1). Что ж, пароходы тогда еще не бегали. Но какое вложение труда и материальных ресурсов! Нетрудно сделать вывод, что это могло окупаться только очень большими уловами. Многие вещи, для нас удивительные, видимо были настолько обыденными, что попросту не считались достойными внимания. Так, И.И.Лепехин подробно пишет о производстве «рыбьего клея», способах использования белужьей кожи; когда же речь заходит о белужьей икре, он только вскользь роняет, что об этом «упоминать излишнее дело: всякому то и без меня ведомо».

Сократил текст за счет длинных, исключительно научных описаний разных видов рыб со всеми их параметрами, а также некоторых других не столь важных деталей (например, подробная технология изготовления «рыбьего клея»). Если хотите полностью прочитать этот или другие разделы описания Симбирска в «Записках путешествия академика Лепехина» из «Полного собрания ученых путешествий по России», обратитесь к источнику: http://www.runivers.ru/lib/book4746/58681/, электронная библиотека «Руниверс». Доступ свободный, регистрация не требуется. Также добавил сноски с переводом упоминаемых в тексте единиц длины в метрическую систему.

ЗАПИСКИ ПУТЕШЕСТВИЯ АКАДЕМИКА ЛЕПЕХИНА.
Часть 1. Путешествие от Петербурга до Симбирска.
Глава Х. Город Симбирск.

О РЫБОЛОВНЫХ ПРОМЫСЛАХ.
“13 ноября наступило обыкновенное по Волге время, в которое ловят саженную рыбу и развозят по разным городам. Каким образом разделяются Волжские воды и впадающих в Волгу рек, также и окрестных озер, требуются весьма многие справки; да при том и в рассуждении моего предмета дело не весьма важное. С меня довольно, когда я скажу, что Волжские воды, начиная от урочища, называемого Лаишевский ввоз, даже до Дойнихина истока, принадлежат Симбирскому купечеству, где никому не дозволяется рыбачить без платежа или без подряда. Рыбаки подряжаются с тем, чтобы коренную рыбу никуда не продавать на сторону, но привозить в купецкий садок. В подряд бывает рыба: осетры в 10 четвертей* от 60 до 80 копеек, а икряные по рублю и свыше; белуга 10-четвертная по 60 копеек холостая, а на икряную также бывает накладка; севрюга большая и малая по 20 копеек; стерлядь подрядная должна быть в 10 вершков**. Если в осетре или белуге хоть одной четверти не достанет против меры, то рыбаки должны отдавать две рыбы за одну. В противном случае, когда мера подрядную рыбу превышать будет, то каждая сверхмерная четверть почитается за целую рыбу. Всякий подрядный рыбак имеет собственную себе метку, с которой сажает рыбу в садок, и каждая рыба бывает записана в книгу по ее мере. При наступлении зимнего пути рыбу ловят в садках, которые не что иное суть, как глубокие и способные к тому озера. Вылавливают рыбу неводом, который тянут подо льдом, пропихивая шест с веревкою, прикрепленною к полам невода, через прорубки, саженях*** в трех одна от другой находящиеся. Когда невод протянут через все озеро, тогда выбирают, где мельче, и на оном месте прорубают треугольную прорубь, куда вытаскивают полы невода, что у них «притонивать» называется. Как скоро рыба покажется из воды в проруби, тогда цепляют ее железными крюками, и так вытаскивают на лед. Невод закидывают до тех пор, пока вся саженная рыба выловится. При ловлении рыбы всегда бывает от купечества поверенный, который отмечает по книге: сколько и чья рыба выловлена. Уснувшая рыба ставится на счет подрядчика. Как скоро вытащат рыбу на лед, тотчас и потрошат оную, выкладывая внутренности порознь, то есть потрох, и икру, и воздушный пузырь, из которого после делается рыбий клей. Клей делается из воздушных пузырей стерляди, осетра, белуги, севрюги и сазана, … но белужий клей употребляется единственно для очищения вареных медов. Кроме сих родов рыбы, никакая больше на Волге рыба на клей не употребляется, да и из оных в одном Симбирском уезде отпускают до 200 пудов клею.
Рыбная ловля в реке Волге отправляется различным образом: или ловят волокушами, т.е. неводами; или переметами; или самоловами, т.е. удами, привязанными на веревку, которую перекидывают чрез реку; или городьбою. Мы, осматривая оную городьбу, нашли ее сделанной следующим образом. Весною, когда лед пройдет, или зимою, когда станет Волга, бьют сваи поперек реки, расстоянием одну от другой не с большим, чем на четверть. Сваи идут в прямой линии, выключая два места, которые «язами» называются. Язы состоят также из свай, которые от прямой линии склоняются вверх по течению воды несколько накось сажени на три. Потом бьются параллельно со стеной городьбы сажени на две маховые, откуда паки соединяются со стеной городьбы. Таким образом, представляют они разностороннюю четвероугольную фигуру, которой самый меньший бок параллелен со стеной городьбы, а в прямой линии со стеной находящийся отверст бывает. Сваи все между собой укрепляются деревянной снастью, т.е. связываются сырыми ветвями, и, чтобы тем удобнее могли противиться стремлению воды, сзади утверждаются вбитыми подпорами. Против воды запускаются щиты или плетенки из хворосту, чтобы рыба проходить не могла между сваями. Над язами кладутся доски для свободного ходу рабочим людям, и ставятся два вОрота. На дно в язах опускается решето из жердей, переплетенное мочалами. На решето кладутся камни, чтобы оно удобно опускалось на дно. Ко всем четырем углам решета прикрепляются веревки, проведенные к вОротам. На плетне решета привязываются также тонкие веревочки, которые проведены к поперечному шесту, на верху яза положенному. И так, когда рыба заходит в яз, трясет веревочки, которые всегда наблюдаются от караульного, и тем дает знать о своем приходе в яз. Караульный, задернув сеть отверстой стены, запирает выход рыбе, и кричит своим товарищам, которые, прибежав, подымают вОротами решето и с ним рыбу. Если то бывает зимою, тогда баграми вытаскивают рыбу на лед, а летом держат ее на баграх до тех пор, пока не подъедут на лодке и не проденут ей кукан сквозь жабры, на котором и в садок отводят. Вся рыба, которая ловится в городьбе, называется багреною рыбою, потому что ее держат на баграх, от которых ран некоторые рыбы в садках нередко издыхают.
К Волжской коренной рыбе, которую описатели рыб полагают в статью хрящевых рыб, принадлежат стерлядь, осетр, белуга, севрюга. О всех сих рыбах довольно писано, однако для большего изъяснения присовокупляю и мое краткое описание. СТЕРЛЯДЬ удобно можно отличить от сродных ей рыб по одной величине, ибо редко два фута**** длиною превосходит, да и цвет у ней от прочих отменен. … Величиною всех Волжских рыб коренных, БЕЛУГА, так от белизны тела названная, превышает. Матерые белуги иногда с лишком до 30 пудов бывают. … Кожа белужья употребляется на окончины, а что Линней пишет, будто бы белужья кожа дает самые лучшие каретные ремни, о том, по крайней мере, у нас никто не знает. Что самая большая часть икры получается из белуги, о том упоминать излишнее дело: всякому то и без меня ведомо…”.

* Четверть – 17,78 см.
** Вершок – 4,44 см.
*** Сажень: маховая – 1,76 м, косая – 2,48 м.
****Фут – 30,48 см.

В дополнение – небольшая выдержка из книги «Материалы географии и статистики, собранные офицерами Генерального штаба», С.Петербург, 1868 г., «Симбирская губерния» (источник тот же).
«Вообще, рыбный промысел, некогда знаменитый на Волге, заметно падает – рыбаки объясняют это заметным уменьшением рыбы, причем главною причиною считают пароходы, т.к. рыба боится шуму. Поэтому-то, несмотря на значительный еще по Волге лов рыбы в Симбирской губернии, она не высылается уже, как некогда, в дальние города, а ограничивается отправкою в Симбирск и Самару и, частию, расходится на местах; только стерляди и осетры иногда отправляются в Нижний, особенно из южных частей губернии, где их лов значительно лучше». В главе этой книги, посвященной рыбным промыслам, о ловле рыбы посредством городьбы вообще не упоминается. С развитием пароходного сообщения этот способ явно ушел в прошлое.

«Ловля осетров на реке Волга». Гравюра из «Трех путешествий» Я.Я.Стрейса, 1681 г. Источник: history.edu.ru.

Гравюра французского художника Жана-Пьера Муане, сделанная им после путешествия по Волге в 1864 году. Источник: nat-geo.ru

«Рыбаки на Волге». Открытка начала 20 века. Источник: chronograph.livejournal.com.

«Рыбаки на Волге». Открытка начала 20 века. Источник: oldsamara.samgtu.ru.

«Рыбаки на Волге тянут тоню». Открытка начала 20 века. Источник: oldsamara.samgtu.ru.

«Стерлядь тянут». Открытка начала 20 века. Источник: chronograph.livejournal.com.

«После трудов». Открытка начала 20 века. Источник: историческая-самара.рф.

«Волга. Варка ухи». Открытка начала 20 века. Источник: oldsamara.samgtu.ru.

«Вкусна уха из стерляди». Открытка начала 20 века. Источник: oldsamara.samgtu.ru.

Белуга, выловленная в Волге близ Тетюш в 1921 году. Источник: pikabu.ru.