В субботу газета “Симбирский Курьер” на платной основе опубликовала позицию руководства Речного порта относительно его возвращения в собственность региона. Фактически это ответ на прозвучавшее ранее заявление губернатора. Предлагаем текст общему вниманию.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов намерен вернуть речной порт в областную собственность. Это заявление главы региона недавно облетело СМИ и вызвало у владельцев водного транспортного бизнеса большое удивление, и больше всего тем, что эту новость сообщили не за столом переговоров, а через журналистов.

Специалисты недоумевают, как можно «вернуть» в госсобственность, если инфраструктура – причал и акватория, – о которой идет речь, и так в ней находится? Возможно, есть намерение через лишение инфраструктуры сменить оператора, ведущего коммерческую деятельность в сфере грузовых и пассажирских перевозок? Но одного намерения – даже при всем желании – недостаточно. Прежде не мешало бы подумать об экономических и социальных последствиях, главные из которых – потеря работы для сотен людей. Если заберут причал и акваторию, как будет работать грузовой порт? Да и не факт, что под эгидой региональной власти что-то отличное создадут, учитывая «успешный» опыт организации, а потом громкого банкротства всевозможных ОГУПов.

Заказы на стороне
Ульяновский речной порт был приватизирован так же, как и тысячи предприятий по всей стране. Под коммерческую деятельность переданы в аренду инфраструктурные объекты – причалы, акватория, здания, сооружения и так далее, и надо отметить, с неотъемлемым правом приватизации, которую владельцы речпорта могут осуществить в любое время после принятия на законодательном уровне регламента и механизма. И независимо от того, какая это собственность – федеральная или региональная.

– Дали «удочку», чтобы ловить «рыбу» – развивать бизнес, создавать рабочие места, отчислять налоги и пополнять бюджеты всех уровней. Ульяновский речной порт стабильно работает, несмотря на отсутствие каких-либо дотаций. У нас даже нет возможности полноценно участвовать во внутриобластной кооперации. Ульяновская область не закупает у нас песок. Мы предлагаем хорошо очищенный, дважды мытый песок для дорожного строительства – а это качество и надежность в эксплуатации. Возможно, ульяновские дороги одни из худших в стране, потому что они используют некачественные материалы?.. Ищем заказчиков на стороне, добываем материалы для других регионов. Так, в 2014-2015 годах в Республику Чувашию поставили 1 500 тысяч тонн отличного речного песка, в 2014 году в Татарстан – 950 тысяч тонн, в 2016 году в Самару – 1210,8 тысячи тонн. Заказ от Ульяновской области в 2014-2015 годах – ноль, в 2016 году – 36 тысяч тонн, – говорит председатель Совета директоров Ульяновского речного порта Юрий Колпаков.

Развитие речпорта: цифры и факты
Эффективность бизнеса Ульяновского речного порта подтверждают цифры. С 2000-х годов объем грузовых и пассажирских перевозок увеличился в два раза – с 8000 до 15910 тонн и с 15 тысяч до 30 тысяч пассажиров в навигацию. В разы возросла материально-техническая база порта: увеличен грузовой и пассажирский флот за счет реконструкции и приобретения судов, количество перегрузочной техники, средств плавмеханизации. В 2000 году в распоряжении предприятия было пять буксирных судов, в 2016 году – 10, количество барж возросло с 7 до 15 единиц, их тоннаж – с 17500 до 41000 тонн, за счет реконструкции второго пассажирского теплохода пассажировместимость сейчас составляет 260 человек вместо 155.

На погрузо-разгрузочных работах задействовано 10 портальных кранов, пять фронтальных погрузчиков (был один) и два весовых (был один). Для добычи нерудных строительных материалов втрое увеличен парк плавмеханизации – используется три земснаряда, три гидроперегружателя, а также два плавучих крана. Построены две площадки выгрузки песка, в том числе одна – за пределами Ульяновской области, а не было ни одной. Получено еще две лицензии на разработку песчаных карьеров. Ульяновский речной порт увеличил и количество видов деятельности – с трех до пяти – – и сегодня предоставляет большой спектр услуг по доставке грузов, проведению сложнейших и высокотехнологичных грузовых операций, складской логистике и т.д.

В то время как в целом по России ежегодно закрываются или на грани развала по три грузовых порта. Пример тому – Нижегородский, Балаковский, в Кинешме. Пассажирские порты процветают благодаря дотациям. Татарстан – это 60 млн рублей, Чебоксары – 9 млн рублей, Самара – 20 млн рублей в год. Ульяновск – 0 рублей. Так что прежде чем сравнивать порты, логично будет сравнить отношение к ним местной власти.

Можно строить нельзя
Как вы думаете, где поставить запятую?..
– В свете «возвращения речпорта в госсобственность» говорится о привлечении инвесторов, вложения которых должны окупиться. А пока условия созданы только для спонсоров. Потому что в Ульяновске к порту дорог нет, вложений в обновление инфраструктуры и коммуникаций нет, подготовки кадров для речной отрасли нет. Ответ один -делайте сами. Мы и делаем: кадры готовим за свой счет в других городах, поддерживаем инфраструктуру в пригодном состоянии, дотируем за счет прибыли от грузового порта пассажирские перевозки, в то время как в других регионах это делают на паритетных условиях с региональным бюджетом. В последний раз в ответ на письмо по проблеме отсутствия подъездных путей нам предложили собственными силами отремонтировать дорогу по улице Нагорной. Все бы хорошо, да только это единственный грузовой проезд, который не должен в отсутствие альтернативы быть в частных руках и за что мы получим еще одно обвинение, но и к власти будут дополнительные вопросы,- поясняет Юрий Колпаков.

В 2010 году ввели областную премию для капитанов грузовых и пассажирских судов. Ежегодно на их поощрение и материальную поддержку званий лучших работников речной отрасли Ульяновской области выделялось 300 тысяч рублей, но недолго. С 2015 года региональная награда не вручалась.

Только вплавь
В речном порту шутят, что скоро до него добраться можно будет только вплавь. Больше 10 лет порт находится в перманентной изоляции. С 1998 по 2005 год закрыли на ремонт путепровод, и в это время от Ульяновска «отвернулись» и перестали заходить круизные теплоходы, потому что в город невозможно было проехать, убрали общественный транспорт, десятилетиями не ремонтировалась пешеходная лестница и была сделана только в 2016 году. А сейчас с портом из-за отсутствия подъездных путей в нормативном состоянии неохотно стали работать грузоотправители: «Императорский» мост для проезда грузового транспорта закрыт, грузовая «восьмерка» на спуске Степана Разина закрыта. Остается только улица Нагорная – «бермудский треугольник» на суше, убитая дорога, где застревают «КамАЗы».

Но и это еще не все. Теперь территорию Ульяновского речного порта до кучи включили в оползневую зону, которая ей не является и никогда не была. А это значит, что никакой реконструкции – к вопросам о ремонте речного вокзала и строительстве новых объектов – проводить нельзя, да и предприятие следовало бы прикрыть, ибо швартовка и погрузочные работы в таких местностях недопустимы. В то время как запретили ездить в порт 40-тонным грузовикам, разрешено следование 3600-тонным железнодорожным составам…

В нашу гавань заходили корабли. А в город?
– То, что к нам не хотят заходить пассажирские суда из-за нашего речного порта – это неправда. Мы предоставляем комплексное обслуживание флота: принимаем на швартовку, даем воду, ГСМ, забираем отходы. Речпорт не достопримечательность и не туроператор: людям, покупающим путевку на речной круиз, интересно посмотреть город. И почему наш город не вызывает интереса, на это профессионально могут ответить только специалисты. Кстати, в Ульяновске фирм, организующих речные круизы, и вовсе нет. Правда то, что по полтора часа заходят теплоходы в гавань через волнолом, -это особенности акватории. Мы вышли с предложением к региональным властям о переносе пассажирского порта, как в других городах, в более удобное место – между «Императорским» и «Президентским» мостами. Там прямой подход для теплоходов, канатная дорога, лестница, выход сразу на набережную Венца. Это будет интересный подъем, экономия времени, и есть все шансы попасть в круизные маршруты. Ульяновский речной порт готов к частно-государственному партнерству по реализации этого проекта: построить вокзал, пирс, обслуживать, – подтверждает председатель Совета директоров Ульяновского порта.

В речном порту беспокоятся, что отсутствие подъездных путей для грузового транспорта приведет к снижению результатов работы грузового порта, из прибыли которого финансируются пассажирские перевозки. Сегодня в Ульяновском порту действуют прогулочные рейсы на двух теплоходах, за счет собственных инвестиций в 2010 году построена «зеленая стоянка» в Красном Яре на берегу Волги, где, кстати, удлиненный пирс позволяет швартоваться всем типам теплоходов. Но нет внутриобластных и междугородних перевозок, как раньше.

Без дотаций, как Без воды
– Давайте посмотрим на ситуацию здраво. Теплоход – это не резиновая лодка, которая может бросить якорь где угодно. Для него должны быть созданы специальные условия швартовки: причал, углубление, обслуживание на пирсе. По области все причалы заброшены и замыты, пристани находятся в таких местах, куда и откуда людям просто неудобно добираться. Это одна причина. Вторая – у пассажирских перевозок должен быть заказчик, наверное, это власти, задача которых – решать вопросы транспортного сообщения на деньги налогоплательщиков. Можно организовать внутриобластные речные маршруты при условии, если будут дотации из бюджета, в противном случае это ляжет финансовым бременем на пассажиров. Речной транспорт – недешевый. Вот вы готовы заплатить 1,5 тысячи рублей и ехать четыре-шесть часов до населенного пункта в Ульяновской области, когда можно доехать на автобусе туда за 1-1,5 часа, например, за 200-300 рублей? Как вы думаете, будет пассажиропоток? – рассуждает Юрий Колпаков.

Постоянно находясь на вилах у власти, скромные речники, так мало рассказывающие о себе в СМИ, не теряют бодрости духа. Да и некогда – впереди навигация. Как сойдет лед -откроется грузовое движение, а 1 мая по Волге пойдут прогулочные теплоходы…

Михаил МИШИН

В газете на правах рекламы