С 1 января 2017 года вступил в силу целый ряд изменений в сфере правил оказания жилищно-коммунальных услуг и начисления квартплаты. За разъяснениями мы обратились к заместителю директора по управлению подразделениями Ульяновска ООО «Региональный информационный центр» (РИЦ) Денису Лялякину.

— Денис Александрович, в очередной раз изменен повышающий коэффициент к нормативам потребления коммунальных услуг для потребителей, не установивших счетчики. Каков его размер и на какие услуги он распространяется?

— С 1 января 2017 года с 1,4 до 1,5 увеличен повышающий коэффициент, применяемый к начислениям по нормативу для жилых помещений, не оснащенных индивидуальными приборами учета, при наличии технической возможности их установки. В этом случае повышенная плата начисляется за холодное и горячее водоснабжение и электроснабжение. Также применение повышающего коэффициента возможно по услуге «теплоснабжение» в случае отсутствия общедомового (коллективного) прибора учета при наличии обязанности по его установке в соответствии с действующим законодательством. Повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета не применяется для услуги «газоснабжение».

— Из письма жителя дома по улице Карла Либкнехта, 22 Геннадия Ивановича: «В декабре, первый раз за годы существования РИЦа, у меня отказались принять плату за коммунальные услуги. Основание — я не хочу платить за содержание совета дома…». Читатель считает это нарушением закона о защите прав потребителей.

— В соответствии с пунктом 8.1. статьи 161(1) Жилищного кодекса (ЖК) РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок такой выплаты, а также порядок определения его размера. Также, согласно пункту 5 статьи 46 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Для решения этого вопроса читателю необходимо обратиться в свою управляющую организацию, поскольку начисления по указанной услуге производятся на основании ее письменных поручений.

— С наступлением морозов ряд управляющих компаний в домах с открытой системой отопления переподключил систему ГВС на обратную подачу теплоносителя («обратку»). Качество ГВС резко упало. Будет ли в связи с этим жильцам таких домов сделан перерасчет?

— Перерасчет за некачественное предоставление (отсутствие) коммунальной услуги производится на основании надлежащим образом оформленного акта, для составления которого необходимо обратиться в свою управляющую организацию.

— Василий Константинович, проспект Авиастроителей:«У меня в квартире нет домофонной трубки (отказался от нее при установке домофона), но мне все равно выставляют счета за эту «услугу». Законно ли это?».

— Домофонная система (входная дверь с блоком питания, блоком вызова, блоком управления электромагнитного замка и блоком коммутатора) не является собственностью одного жильца, а принадлежит всем собственникам квартир, то есть является общедомовым имуществом (подпункт «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). Переговорное устройство, находящееся в квартире, является собственностью владельца квартиры (пункт 1 статьи 218 ГК РФ). В соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество в таком доме. Таким образом, собственник квартиры, даже не имеющий домофонной трубки, обязан оплачивать услугу домофона.

Решение о подключении и техническом обслуживании системы ограниченного доступа в подъезд осуществлялось от имени и по поручению собственников многоквартирного дома, принято на общем собрании, то есть данная система автоматически запирающих устройств дверей подъезда в соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества входит в состав общего имущества многоквартирного дома.

По этому вопросу следует обратится в управляющую организацию или к поставщику услуги, поскольку начисления производятся по их поручениям. Как правило, тариф для жителей, не пользующихся переговорным устройством (трубкой), ниже, чем для жителей, в квартирах которых такое оборудование установлено.

— Светлана Евгеньевна, улица Самарская: «Прошла информация, что плата за «сбор и вывоз ТБО» станет коммунальной услугой и будет выставляться отдельной строкой. Когда это произойдет? Увеличится ли стоимость услуги?».

— На этот счет имеется информационное письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 г. № 45067-АЧ/04. В нем говорится, что поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами вхрок до 1 января 2019 года предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 29 декабря 2016 года.

Устанавливается переходный период, позволяющий субъектам РФ по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по договорам с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом регионам необходимо: в течение 2017 года — завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов, утверждению региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, корректировке территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, подготовке документации об отборе региональных операторов и проектов соглашений об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Не позднее 1 мая 2018 года должно быть заключено соглашение с региональными операторами; до 1 июля 2018 года — обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в орган регулирования; не позднее 1 января 2019 года — обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Беседовал Алексей КОВАЛЕВ

в газете на правах рекламы