Корреспонденту газеты «Дыхание Земли» удалось пообщаться с золотым голосом коллектива – артистом Леонидом Борткевичем.

Белорусский ансамбль «Песняры» гремел на весь Советский Союз. Концерты прославленной группы пользовались большой популярностью, а их песни «Беловежская пуща», «Александрина», «Белоруссия», «Олеся», «Березовый сок» стали шлягерами. Но 14 мая 2002 года основатель и художественный руководитель коллектива Владимир Мулявин попал в автокатастрофу, получил тяжелейшие травмы и спустя восемь месяцев умер. Казалось, что на этом история «Песняров» оборвется. Но друг и соратник Мулявина Леонид Борткевич не дал исчезнуть белорусскому ансамблю. С обновленным составом он продолжает традиции советских «Песняров». На днях легендарная группа выступила на сцене Ленинского мемориала в Ульяновске. Зал артистам аплодировал стоя!

– Леонид Леонидович, вы уже бывали в Ульяновске? Как впечатления от города, чем он вам запомнился?

– Я несколько раз был в Ульяновске, ходил по Ленинскому мемориалу, знакомился с выставками. Ведь ваш земляк Владимир Ленин – это кусок нашего сердца. А запомнился мне Ульяновск одним случаем. Я с великим артистом Борисом Андреевым ехал в лифте гостиницы. Выбрал этаж, нажал на кнопку, а Борис Федорович говорит: «Плохо нажали, сейчас выскочит». Почему-то у меня в памяти это осталось.

– Многие композиции ВИА «Песняры» стали народными: их помнят, знают, поют. В чем секрет?

– Это школа Мулявина. Именно Владимир Георгиевич создал нашу атмосферу, поставил голосоведение и аранжировки. Муля (так мы его дружески называли) был гениальным музыкантом и композитором. И мы стараемся придерживаться его почерка. И сейчас, если у меня возникают вопросы, я всегда думаю, а как бы Муля поступил, и тут же находится выход. Как будто он до сих пор стоит рядом. Мне его очень не хватает. Ведь мы были вместе до конца, все мечтали сделать песни 50-х годов, в духе Дунаевского. Несколько композиций придумали, но потом решили реализовать новые вещи, а уже после взяться за эту идею. Но, к сожалению, «потом» не произошло – все мы не вечны. Как в страшном сне вспоминаю день катастрофы, затем были восемь месяцев борьбы за жизнь. В нашу последнюю встречу Володя сказал, что все циклично и после «попсы», опять будет ностальгия по хорошей драматургии, по качественным текстам, по мелодии.

– ВИА «Песняры» по праву называли советскими «Битлз». Но сейчас «Битлз» помнят все, а про «Песняров» молодое поколение мало знает. Что «песнярам» помешало стать «битлами»?

– В пик нашей популярности американский менеджер Сэд Гаррис пригласил нас в первую гастрольную поездку по США – это были 15 южных штатов. Тогда мы собрали полные залы, причем в основном на нас шла молодежь. Мы здорово выступили. На обложке знаменитого журнала «Билборд» про нас написали: «Вторжение русского рока в западный». На следующий год нас вновь пригласили в США, и мы хотели уехать на месяц в Америку и даже отправиться в мировой тур. Но не получилось. Накануне мы созвонились с Леонидом Брежневым и министром культуры Екатериной Фурцевой и нам не разрешили поездку. Объяснили тем, что шла холодная война. Видимо, в правительстве побоялись, что мы останемся за границей и будем петь на английском языке. Сами решить эту проблему мы не могли, ведь были полностью зависимы от власти. Вот и все…

– Каков у вас сейчас репертуар?

– У нас много старых хитов, уже полюбившихся публике. Мы чтим традиции, но и отслеживаем новые тенденции. В конце прошлого года в Москве презентовали песню «Лебедь». Ее написал Мулявин, но так и не реализовал, композиция долго оставалась на бумаге. В Ульяновске мы представили публике песню под названием «Кони». Я думаю, это будет хит. Кроме того, на концерте в вашем городе выступил наш новый солист Андрей Еронин, он очень похож на Мулявина – с прекрасным голосом, с фактурой.

– Вы считаете, что группа «Песняры» – это национальное достояние?

– Нет, не считаю. Хотя нас любят и помнят. Но того, на что мы были горазды, не состоялось. А вот наши песни можно считать национальным достоянием. Их с удовольствием поют и даже переводят на иностранные языки.

– Как известно, существует несколько коллективов, исполняющих песни легендарного ансамбля и имеющих в своем названии слово «Песняры». Как к этому относиться и кто же официальные «Песняры»?

– Мы работали с Владимиром Мулявиным до конца его дней и являемся основным составом. У нас есть патент. Но у самого Мулявина была мечта, чтобы молодежь пела его песни. Поэтому мы не против, пусть исполняют, если зритель на них идет. Да и различные клоны – это сейчас модно. Поэтому нет проблем.

– В конце января случилась трагедия – умер бывший участник ВИА «Верасы», народный артист Беларуси Александр Тиханович. Вы дружили?

– Да, конечно, мы дружили. Саша был великим артистом, мы часто работали вместе на концертах, он исполнял наши песни. Ведь Владимир Мулявин не любил шлягеры, ненавидел песню «Вологда». Ему были по душе большие формы, рок-оперы. Поэтому свои известные композиции мы часто отдавали ВИА «Верасы». И после смерти Мулявина мы продолжали работать с Сашей. Вот только в прошлом году выступали с ним в Чикаго и в Нью-Йорке. Все прошло шикарно, зал был полный. Правда, последние семь лет он очень плохо себя чувствовал. Но когда выходил на сцену, становился на 20 лет моложе.

Александр Григорьевич был великолепным певцом с абсолютным слухом и харизмой. И смерть Саши – это большая потеря и настоящая трагедия. На его похоронах собралось пол-Минска, выстроилась огромная очередь, чтобы проститься с ним.

– Следующий вопрос политический и вы в праве не отвечать на него. Как известно, вы имеете два гражданства – Беларуси и США. С Америкой у России сейчас натянутые отношения. А в последнее время ходят слухи, что между Путиным и Лукашенко тоже пробежала черная кошка. Как вы к этому всему относитесь?

– Мы с моей женой Таней и сыном Кристианом живем в Минске. Но я очень хорошо отношусь к вновь избранному президенту США Дональду Трампу. Несколько лет назад мы с моей бывшей супругой олимпийской чемпионкой Ольгой Корбут были у него в гостях в Палм Бич и жили там две недели. Он мне подарил бриллиант. Дональд – умница, он всего добился сам. И я думаю, что скоро все поймут, что это прекрасный президент. Что касается России и Беларуси – так мы братья, всегда дружили и будем дружить. Мы один народ, на одном языке говорим. В свой гастрольный тур по России мы ехали из Минска через Москву. Думали, что на границе Беларуси и России будут трудности, но ничего этого не было. Как и раньше, проверили паспорта и все. Да и с соседней Украиной очень скоро все наладится, вот увидите.

– Сейчас модно снимать фильмы-биографии, так называемые байопики. Вам не предлагали сделать сюжет о «Песнярах»?

– Многие режиссеры предлагали, я соглашался, но реализовать пока не получилось. Самого Мулявина мог бы сыграть его сын Валера, он актер. А вот не так давно певца и композитора Игоря Николаева в программе «Точь-в-точь» загримировали, переодели, и он стал похож на молодого Владимира Мулявина. И одна поклонница Мули – Галина Иванова – заплакала, увидев Николаева в гриме, и даже упала в обморок. Сходство было колоссальное!

Дарья Рябикова