После массовых аварий на коммунальных сетях власти заговорили о возможной передаче инфраструктуры ЖКХ частникам. Однако имеющийся опыт работы бизнеса в сфере энергетики говорит об опасности такого рода “приватизации”.

Нынешний отопительный сезон в регионе проходит в режиме от аварии к аварии. В сводках ЧП чаще всего фигурирует Дмитровград. В начале января в результате порыва на теплоцентрали без тепла и горячей воды остались более 30 тысяч горожан. Спустя неделю едва ли не ежедневно стал рваться магистральный водопровод. 13 февраля произошло шесть инцидентов на теплосетях Димитровграда, оставив без тепла более тысячи обитателей квартир и домов, детсад и школу. Утром 29 января теплоснабжения лишились шесть многоквартирных домов по улицам Ремесленной и Комсомольской с 500 жителями в Новоульяновске. При том, что температура наружного воздуха была ниже – 20 градусов. Не все в порядке и в Ульяновске, где с начала года произошли десятки порывов на коммунальных сетях по улицам Любови Шевцовой, Локомотивной, Матросова, Бебеля, Минаева и др.

По наиболее серьезным авариям областная прокуратура в настоящее время проводит проверки, по результатам которых даст оценку действиям представителей органов местного самоуправления и предприятий системы ЖКХ.

Всю минувшую неделю сложившуюся ситуацию обсуждали в высоких кабинетах областных и городских властей. В министерстве промышленности, строительства, ЖКК и транспорта региона признали, что состояние коммунальной инфраструктуры год от года лишь ухудшается – в нынешнем отопительном сезоне по сравнению с предыдущим аварии на теплосетях происходят чаще на 20 процентов, на сетях ГВС – на 25 процентов. Это и не мудрено, если показатель физического износа систем гозоснабжения составляет 31,5 процента, электроснабжения – 67,1 процента, теплоснабжения – 63,3 процента, водоснабжения – 75,8 процента, водоотведения – 77,7 процента. И это при нынешних-то непомерно высоких тарифах!

По нормативам при существующем износе необходимо ежегодно менять пять процентов сетей тепло- и водоснабжения, однако на деле обновляется менее двух процентов.

15 февраля решение проблемы искали на заседание комитета Законодательного Собрания области по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике. Точнее, решение было предложено одно – заключать с некими инвесторами концессионные соглашения и таким образом привлекать инвестиций на базе государственно-частного партнерства. Договоры предусматривают фактическую передачу коммунальных объектов в частные руки с последующей их модернизацией.

Замминистра строительства Дмитрий Дудинцев рассказал, что сегодня на территории Ульяновской области реализуется одно концессионное соглашение в сфере теплоснабжения в Ульяновском районе (передано в концессию восемь объектов) и четыре соглашения в Мелекесском районе (226 объектов водоснабжения и водоотведения).

Чиновники рассчитывают на расширение этой практики, тем более, что с начала этого года после внесенных в федеральное законодательство изменений появилась возможность передачи в концессию объектов ЖКХ, не прошедших кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Впрочем, энтузиазм чиновников не разделяют даже сами участники рынка ЖКХ. Они высказывают опасение, что под видом концессии бизнес придет в ЖКХ, чтобы выкачать из отрасли остатки того, что есть, а отнюдь не для новых вливаний, было отмечено на совещании.

Подтверждением этому служит и политика естественных монополий в регионах, которые в условиях завышенных тарифов продолжают эксплуатировать советское наследие, фактически ничего не создавая.

Дмитрий Минаев