Упоминание Службы скорой медицинской помощи стало едва ли не обязательным в новостных лентах. Дошло до кардинальных мер: депутаты Государственной Думы предложили принять законопроект, разрешающий «красными крестами» расчищать путь к больным тараном. Корреспонденты «МГ» попыталась разобраться в нюансах современной работы «скорой» на примере рабочих будней врачей областного центра.

Опасная работа
Свежи еще в памяти события скандально-трагичного выезда к больному в Петропавловске-Камчатском, когда машине скорой помощи преградил дорогу не совсем адекватный автовладелец, отняв тем самым у бригады медицинских работников 10 минут, которые стоили пациенту жизни. Тут же в сводки попадают саратовские доктора с их вопиющим случаем — попыткой изнасилования фельдшера «скорой». Следом идут тревожные сообщения из Сургута, где одна машина «03» становится участницей аварии, а на фельдшеров другой совершается нападение. А вот и местная хроника. «Красному кресту» ульяновский автолюбитель преградил выезд с территории Детской областной клинической больницы. Обошлось без жертв, медики отделались лишь фонтаном отборных ругательств в свой адрес. Что же происходит?
— Удивляться здесь нечему, так было всегда, — говорит главный врач Станции скорой медицинской помощи Ульяновска Айрат Имангулов. – Было и такое: бригада выехала на вызов; на дороге в бессознательном состоянии лежал подросток лет 14-ти; прибыли, стали оказывать помощь, а он, как очнулся, так со всего размаха ударил доктора в лицо. И больно, и обидно, конечно. Но…клятва Гиппократа обязывает оказывать любую помощь в любых условиях каждому нуждающемуся.

Скорый или экстренный
Вызов. Взволнованный мужской голос сообщает, что его жена поранила руку, задеты вены и льет кровь.
За короткое время фельдшер не только уверенно квалифицировала вызов по одной из двух категорий — скорый или неотложный — но и провела предварительную консультацию, чтобы до прибытия доктора по адресу не произошла трагедия. А мы в это время вскакиваем на стального коня и мчимся по адресу.
От получения звонка и до оказания медицинской помощи проходит не более двадцати минут. В час пик нормативы немного сдвигаются, и тут вступает в силу деление по категориям.
— Надо понимать, что в первую очередь мы отправим машину туда, где авария или, например, инфаркт, а на зубную боль выедем следом, — комментирует Айрат Имангулов.
В среднем за смену в «03» поступает до 900 сигналов о помощи, из которых только 100 пациентов доставляется в лечебницы.

Обычное необычно
Неужели ульяновцы чуть ли не поголовно подвержены хроническим и запущенным заболеваниям, при которых возникают внезапные обострения? Выходит, национальный проект «Здоровье», принятый более десяти лет назад для улучшения качественных показателей жизни россиян, ожидаемых результатов не принёс?
— Что вы! – успокаивает нас Татьяна, фельдшер экипажа, к которому нас прикрепили. — Я бы так категорично не заявляла. Просто раньше наше здравоохранение было ориентировано на стационарное лечение и население привыкло восстанавливать свое здоровье на койке. Не всем сейчас хочется идти в поликлинику, стоять там в очереди — ладно к терапевту. А если речь идет об узком специалисте: здесь надо записаться, дождаться, прийти вовремя и всё равно очередь выстоять. Вот и звонят в «03», используя «скорую» как самый быстрый и доступный способ получить помощь. Между тем самое большее, что в наших силах — оказать разовое лечение, снять болевой синдром и рекомендовать обратиться всё в ту же поликлинику, где уже лечением и профилактикой займется непосредственно лечащий доктор.
Вот откуда и выплывают 900 вызовов в смену. Вот они и жалобы пациентов, мол, «скорая» долго едет. А как же? У кого зуб, у кого пальчик, у кого инфаркт – отказать «красный крест» не имеет права никому.
— Слава богу, у нас еще нет регламента по времени, которое мы обязаны уделять пациенту, как во многих других городах, — продолжает Татьяна. – Да и услуги наши бесплатны. Мы ведь выезжаем в независимости от того, есть ли полис ОМС у человека или нет. Нас интересуют его жизнь и здоровье. Ограничений у самих пациентов по количеству обращений тоже нет.
В это же время поранившаяся дама, уже с обработанной раной, вместе с нами была на пути в травмпункт. Мы еще не успели доставить потерпевшую по адресу, как новый вызов. Бабуле плохо: давление подскочило.
— А, это наш постоянный пациент, — улыбается экипаж.
Прошло минут 10; мы на месте. Пятый этаж; лифта в доме нет. Поднимаемся. Звонок в дверь. Знакомая докторам бабуля не открывает. И тут вдруг из-за двери:
— Вы не могли бы приехать чуть позже. Я ключи от замка найти не могу.
Что делать?! Возвращаемся к машине. Не успели мы выйти из подъезда, как всё та же больная уже кричит нам из окна:
— Ребята, я ключи нашла. Поднимайтесь.
Возмутительное «Р-р-р-р-р-р…» пронеслось в нашей голове. У бригады же «скорой» ни дрогнул ни один мускул. Пациент зовет – надо.
По всему видно было, что бабушка скорее страдает недостатком общения: как соскучится, так набирает «03». Пока укольчик, то да се, вот и поболтать удается. Всё одно — помощь. Но мешкать некогда. По другому адресу нас уже ждет малыш, у которого поднялась температура.
В дверях нас встретила его мама. Дама суетливая: пока доктор «скорой» осматривал ребенка, она успела и белье повесить, и пыль протереть. Наш врач принимает решение малыша госпитализировать. Начались сборы. И вдруг уже на выходе мамаша заявляет:
— Подождите немного, у меня сейчас машинка достирает.
Мы упали в осадок. Картина маслом: у врача на руках ее больной ребенок с температурой, а она о белье недостиранном печется!
Хочется отметить и ворчание больных по поводу бахил: мол, ходят тут, не разуваются. А кто-нибудь задумывался, что когда на кону жизнь — не до тряпок и ковров. Или об этом только медики помнят?
В общем, покатались мы в тот вечер вдоволь, посмотрев, что называется, изнанку работы. И выводы свои сделали.

Кто мы есть?
Общее впечатление сводится к тому, что раз пациент всегда прав, то ему обязаны. Вот и «тискают» «скорую», словно доступную школьницу: кто пообщаться, кто за укольчиком, кто за консультацией вместо похода в поликлинику — между тем совершенно забывая о том, что в числе пострадавших от такого неверного понимания значения службы «03» в любую секунду может оказаться любой из нас.
Сохранение здоровья стало синонимом социальной ответственности. Хочешь жить долго при хорошем качестве жизни — проходи диспансеризацию, веди здоровый образ жизни, занимайся спортом. Ждать, что о твоём здоровье позаботится кто-то — бессмысленно.
Рита ЗЕЛЕНАЯ

P.S. Несмотря на общий негатив на дорогах, ульяновские автовладельцы — самые, кажется, понимающие. За всё время нам не встретилось ни одной не уступившей путь машины.