Николай Николаевич Жуков многим известен только как художник, «рисовавший Ленина». Действительно, более 30 лет он посвятил «Лениниане». Кроме известных картин и портретов вождя, в нее входит более 2,5 тысяч рисунков, иллюстрации к книгам. Но это ведь далеко не все, что можно сказать о художнике. Биография его так интересна, а творчество столь многогранно, что захотелось выйти за рамки темы об одной серии рисунков.
Н.Н.Жуков родился в 1908 г. в Москве, но детство его прошло в Ельце. Там он начал рисовать, там его застала революция. В голодные годы 10-летний Коля рисовал на плотной бумаге игральные карты, а мать меняла их на хлеб. Он учился живописи, делая копии с репродукций картин великих русских художников. В 1926 г. поступил в Художественно-промышленный техникум в Нижнем Новгороде, а завершил образование в Саратовском художественном училище. После службы в армии полностью посвятил себя творчеству, став со временем одним из лучших советских художников, графиков и плакатистов. Поначалу Николай зарабатывал на хлеб, выполняя заказы издательств и типографий: рекламные плакаты, обложки журналов… Его первой работой стало оформление пачки папирос «Казбек». Вот уж, действительно, тот случай, когда дизайн упаковки товара становится классикой. В 1935 г. в Лондоне проходил конкурс на лучший рекламный плакат «Интуриста». Жюри оценивало работы «в темную», не зная имен авторов. А в итоге из 5-ти работ, признанных лучшими, четырьмя оказались плакаты Н.Жукова.
Во время войны, будучи корреспондентом газет «На разгром врага», а позже «Правды», сделал множество фронтовых зарисовок: портреты бойцов, места боевых действий. В этот же период Жуковым создан ряд широко известных военных плакатов, призывавших на борьбу с врагом. В 1943 г. стал художественным руководителем студии имени М.Б.Грекова. Члены этого объединения военных художников постоянно выезжали на фронт и в партизанские отряды, иллюстрировали книги о войне. Н.Н.Жуков окончил войну в Вене в звании капитана.
В 1946 г., в качестве корреспондента «Правды», он был направлен на Нюрнбергский процесс. Перед Жуковым поставили задачу – зарисовать ход суда над военными преступниками. Естественно, поначалу художник занял место в первом ряду. Видевшие его подсудимые отворачивались и закрывали лица. Пришлось перейти в 15-й ряд: в левой руке художник держал бинокль, а правой рисовал. За 40 дней, проведенных в Нюрнберге, Жуков сделал 400 рисунков: подсудимые, защитники, судьи… К 25-летию Нюрнбергского процесса он создал дополнительно еще 24 листа с изображениями военных преступников для музея Вооруженных сил СССР.
Еще одна постоянная тема художника – дети. Жуков начал рисовать детей в 1943 г., после рождения дочери, и продолжал в течение всей жизни. Сотни рисунков, иллюстрации к детским книгам. «Увлекательное дело для художника – наблюдать характер маленького человека в его развитии, становления, видеть, как появляются у него черты сознательного восприятия жизни, совершенствуется склад его ума, наклонностей, привычек…».
После смерти Сталина Н.Жуков был единственным художником, которого допустили к гробу для зарисовок. В 1962 г. художники студии имени Грекова под руководством Н.Н.Жукова восстановили панораму «Бородинская битва», поврежденную во время войны. Премия – поездка в Италию. Жуков является автором октябрятской звездочки, которую многие носили в детстве.
О некоторых из многочисленных званий и наград. В 1948 г. Н.Н.Жуков стал членом-корреспондентом Академии наук. В 1951 удостоен Государственной премии СССР за иллюстрации к книге Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» (ранее – лауреат двух Сталинских премий). В 1955 г. присвоено звание Народного художника РСФСР, в 1963-м – Народного художника СССР. Награжден орденами Ленина, Красной звезды, Трудового Красного знамени.
В 1968 году в журнале «Огонек» (№49 (2162) от 30 ноября 1968 г.) была опубликована статья Л.Дубровиной о Н.Н.Жукове «Жар сердца – людям». Статья иллюстрирована работами художника, в т.ч. несколькими рисунками, изображающими Симбирск-Ульяновск. Из текста статьи: «Горячее желание создать к великой дате – 100-летию со дня рождения В.И.Ленина – новые произведения о вожде пролетариата потянуло художника на родину Ильича – в Ульяновск. Там он знакомился с документами, делал зарисовки с натуры, старался воспроизвести город таким, каким Симбирск был в годы детства Володи Ульянова. Некоторые из новых набросков и этюдов напечатаны на вкладке номера». Те, кто интересуется историей Симбирска, без труда вспомнят старые фотографии, послужившие основой для рисунков Н.Н.Жукова. Очевидно, что он не просто скопировал старинные снимки, а привнес в изображения авторское осмысление тех далеких дней. Конечно, воспроизведение некачественных и маленьких журнальных иллюстраций не дает возможности в полной мере оценить мастерство художника. Но и в таком виде рисунки нашего города, сделанные выдающимся живописцем, – большой вклад в собрание художественных изображений Симбирска – Ульяновска.

Н.Н.Жуков. «Симбирск 1870-80х годов». Журнал «Огонек» №49 (2162) от 30 ноября 1968 г.

Н.Н.Жуков. «Симбирск 1870-80х годов». Журнал «Огонек» №49 (2162) от 30 ноября 1968 г.

Н.Н.Жуков. «Симбирск 1870-80х годов». Журнал «Огонек» №49 (2162) от 30 ноября 1968 г.

Н.Н.Жуков. «Симбирск 1870-80х годов». Журнал «Огонек» №49 (2162) от 30 ноября 1968 г.

Н.Н.Жуков. «Симбирск 1870-80х годов». Журнал «Огонек» №49 (2162) от 30 ноября 1968 г.

Н.Н.Жуков. «Первомайская демонстрация в Ульяновске». Журнал «Огонек» №49 (2162) от 30 ноября 1968 г.