Часть 1
Вот и наступило очередное мерзкое время года: то ли перезима, то ли недовесна. Снег становится серым, мокрым, непролазным… Чувствуешь себя рабом асфальта: шаг влево, шаг вправо – безнадежно завяз. Да и впечатления от монохромного мира совсем другие, гнетущие. Душа хочет солнышка и тепла, а за окном тяжелые облака почти полное отсутствие красок.
Но дорога есть дорога, и даже сейчас можно найти нечто, что хоть на время взбодрит твое мировосприятие.
На сей раз дорога понесла в Барышский район. Захотелось побродить по Акшуатскому дендропарку среди векового величия сосен, кедров, елей. Здесь очень хорошо: бесконечно тихо и величественно. Здесь хочется именно бродить, смотреть, думать. И ничего особенно не отвлекает от миросозерцания. Здесь по-прежнему хозяйничает зима, и совсем не собирается отдавать свои владения теплу.

Часть 2
Насладившись природным величием, направляемся в Жадовский монастырь. Это самое гостеприимное место: здесь тебя всегда готовы принять, понять, выслушать… Здесь свой, совершенно отдельный мир, где время течет по каким-то своим законам. Много раз ловил себя на мысли, что здесь я совершенно теряюсь во времени: просто кажется, что заехал совсем ненадолго, а прошел час, другой, третий. Может во многом и поэтому место Святое, раз здесь совсем иное понятие Времени, Добродетели, Чувства? Суета и торопыжнечество растворяются в атмосфере Благодати и Гармонии. Само место переключает невидимые струны души в нужную тональность, и ты становишься единым целым с окружающем пространством.
Мы приехали поздновато, и новый крестильный храм был уже закрыт. Странно, но до сих пор он не освящен. Впрочем, как сказал монах: «Храм построен, люди молятся, а значит, и Ангелы уже несут свою службу здесь». Ангелы несут службу, а наши головы и души настолько забиты перевариванием общечеловеческого мусора, что мы разучились не только общаться с Высшими силами, но даже замечать их…

Часть 3
И снова дорога меж серым небом и серым снегом… Показалось село Воецкое. И вдруг черно-белые окрестности полыхнули совсем уже забытым алым цветом. Это был советский флаг. Флаг с серпом и молотом. Флаг страны, которую мы с неистовым исступлением уничтожали в начале 90-х ради джинсов, 100 сортов колбасы и Кока-Колы, почему-то обзывая это варварство СВОБОДОЙ. И именно здесь, на краю области, как нельзя хорошо видны следы «Свободы»: брошенные дома, нищета, разваленные колхозы, непаханые поля… Я не утверждаю, что в СССР всё было хорошо. Было очень много мерзкого и глупого. Я совсем не ностальгирую по тем временам, просто часть меня до сих пор осталась советской. До сих пор Красный флаг вызывает во мне гордость за Великую страну, да и гимн я помню только тот – старый…
Руины храма, руины моста, руины домов… Просто хочется понять, когда в России перестанут сносить «до основанья, а затем…» при каждом новом правителе. И просто глупое: «Когда, блин, на Руси жить хорошо будет то?»

Часть 4
И если Воецкое хоть как-то всколыхнуло моё сердце, то соседнее Головцево вновь погрузило в беспробудную тоску. Это уже не село, а какие-то декорации для фильма-катастрофы. Это просто какая-то зона отчуждения, где как-то выживают люди. Выживают непонятно зачем и вопреки всему: своего рода сталкеры. Вот только играть в такую игрушку людьми совсем не по-человечески. И вовсе не из жалости к ним («Нельзя унижать человека жалостью»), а из-за какой то высшей Справедливости: Они не предали свою Малую Родину, они здесь живут и выживают, а миллионы других даже откуда сами родом забыли, но гордятся, что выбрались из «такого говна». Они гордятся тем, что предали РОДИНУ! Неужели никто не думает, что Судьба всегда вернёт должок: «за зло всегда приходится платится сторицей…»

Часть 5
Дорога уперлась в крайнее село области – Красная Поляна. Здесь погребен молитвенник местной земли – старец Леонтий. И за последний год здесь произошли немалые изменения: Никольский храм вновь блистает золотыми куполами, хоть стены и покрыты плохеньким пластиком. Но, главное: на могиле дедушки Лёвы больше не стоит стена. Здание переделали так, что освободили старца от нелегкой заботы, держать на своих костях советский клуб. Теперь всё как прежде: храм и он при храме. И это, на фоне окружающей разрухи, такой добрый человеческий посыл к шансу на возрождение. Шанс небольшой, призрачный, но это НАДЕЖДА, та без которой невозможно жить.

Часть 6
Прошел на Никольский родник. Журчание воды вновь вернуло меня в спокойное мировосприятие. Здесь, на этом источнике, люди видели такие чудеса, что разруха по сравнению с ними – жалкий миг падения. Вода течет столетиями, тысячелетиями и дарит себя людям, животным, природе всю, без остатка. И эта её жертвенность не чей-то умысел, а просто закон Жизни. Закон жизни – ради жизни…

Часть 7
И вновь дорога. Десятки километров остаются за спиной, и мы въезжаем в село Новая Ханинеевка. Здесь Архиерейское подворье храма Николая Угодника. Живут здесь две монахини. И глядя на этот, сверкающий свежими куполами храм, понимаешь, что далеко не все так безнадежно, раз люди сумели восстановить такую Святыню. Сюрприз ждал меня внутри небольшого домика возле основного храма. Как рассказала матушка Иоанна, что здесь было целых 2 Никольских храма : зимний и летний. А этот небольшой каменный дом и есть тот самый старинный зимний храм. В доказательство, она провела меня по комнатам, где сквозь штукатурку виднеется образа Святых. Столько лет они ждали своего часа и вот теперь вновь появились перед людьми. Но людьми, неравнодушными…

Часть 8
А летний храм просто великолепен. Это, наверное, самая ажурная церковь области. а новые купала придали свежести и гармонии старинному зданию. А как он красив изнутри !!! И чувствуется, что этот храм стал местом притяжения людей, быть может, и местом возрождения конкретного села. А ведь пару десятков лет назад это были просто руины, которых еще много в нашей области. Здесь смогли, тут сумели, там сделали – и, так, по крупинке, идет процесс Возрождения. Не быстро, но это Процесс, движение, который сложно остановить.

Часть 9
И вновь асфальт. Впереди Храм Покрова Пресвятой Богородицы села Малая Хомутерь.
Удивительно, древний храм (1823 года постройки) почему то совсем не пользуется популярностью у наших фотографов, которые часто едут за снимками за сотни километров. А здесь вот он: и старинный, и не разграблен, и красив … Наверное, он слишком простой и не потрясает своими вычурными формами. Да и ладно, зато он живучий и родной. А это для местных жителей намного важнее красоты.

Часть 10
Мрачный день завершает свой, еще недолгий срок. Село Новый Дол стало последней точкой нашего мрачного путешествия. Здесь, среди обычных полуживых домушек стоит один из лучших образцов дворянской архитектуры. Это усадьба Дурасовой. Огромный дом впечатляет даже сейчас. А ведь эту усадьбу надо было содержать, плюс огромный конезавод, поля, оранжереи… Это же сотни, тысячи работников !!! И всех их надо было кормить, пристроить, научить. И в начале 20-го века одна женщина справлялась со всем этим!!! И жила хорошо, и жить давала!!! Вот бы сейчас, всех этих мажоров и «магнатов» раскидать по заброшенным селам без права выезда, и пусть хоть дворцы лепят, хоть в гольф играют, хоть псалмы поют… Главное, чтоб им деваться было некуда – и пришлось бы село развивать. А иначе сдохнешь : и со скуки, и с голоду…

Вот и всё…