Бизнес в России – это чаще всего полукриминальная дуэль, кто кого сумеет обмануть или кинуть. И порой ставки в этом противостоянии идут на десятки миллионов рублей. Об одной такой некрасивой истории, в которой оказались замешаны очень известные в Поволжье люди, мы и хотим рассказать.

ТУРБАЗА ДЛЯ НАРОДА!
Речь пойдет о семейной вотчине ульяновского доморощенного олигарха Владимира Куприянова – Инзенском деревообрабатывающем заводе (ДОЗ). В 2006 году его хозяин выбил у правительства Ульяновской области в аренду на 10 лет под охотхозяйство большой участок инзенского леса на границе с соседней Мордовией. В действительности арендованный участок понадобился ему для строительства за счет завода подальше от людских глаз, в 40 километрах от райцентра и в 80 километрах от Саранска шикарной базы отдыха «Налитово», названной так по существовавшей рядом когда-то деревеньке. Здесь быстро оборудовали большой искусственный зарыбленный пруд, построили двухэтажный коттедж на 11 спальных мест с каминной, кухней, спутниковым ТВ, спальнями, санузлом и душем, баню на 8 человек, пункт проката и многое другое. Возводилась турбаза как «социально значимый для района» приоритетный объект. Здесь собирались организовывать отдых и экологический туризм заводчан и остальных инзенцев. На самом деле простым людям отдых там был просто не по карману. Элитный объект использовался ближайшим окружением Куприянова и сдавался в аренду заезжим толстосумам по минимальной цене в тысячу рублей за сутки на одного человека (не считая стоимости аренды инвентаря для рыбалки и отдыха). Директрисой турбазы стала одна из дочерей Куприянова Елена – первый заместитель генерального директора ДОЗа.

ТАЙНАЯ ПРОДАЖА
Она, когда с началом кризиса для завода начались нелегкие времена, и выставила тайком «Налитово» на продажу. Покупателем выступило некое ООО «Макротрейд» с улицы Полежаева в столице соседней Мордовии. Именно с ним летом 2014 года Елена Куприянова и подписала несколько договоров о продаже ей территории базы со всем окрестным лесом (более 381 гектара), а также всего имущества и зданий. Общая официально заявленная стоимость объектов продажи не впечатляла – менее трех миллионов рублей. Однако, как позже выяснилось, это была лишь уловка для ухода от налогообложения. Действительная сумма сделки превышала фиктивную на порядок и открыто не оглашалась. Из-за этого и разгорелся весь сыр-бор. Дело в том, что «Макротрейд», вступив в права нового собственника «Налитова», документально за него ничего так и не заплатил. Никаких платежных документов нет. Зато имеется датированная июнем 2014 года расписка Куприяновой, что она получила от этой компании наличкой 6 миллионов рублей – вдвое больше указанной в договоре суммы сделки. Но и это еще не все, 26 августа того же года с Еленой встречается подлинный хозяин «Макротрейда» и привозит с собой в кейсе наличкой, в обмен на вторую расписку, еще более 13 с половиной миллионов рублей! Этот господин в свое время оформил компанию на родственников, поскольку был тогда госслужащим и не имел по закону права заниматься коммерцией. Личность его очень примечательная!

Наша справка: Харис Шамильевич Якуббаев – один из богатейших и влиятельнейших людей Мордовии. Родился 22 мая 1962 года в селе Ромоданово Мордовской АССР. Татарин по национальности. Трудовую деятельность начал в 1979 году разнорабочим в строительном управлении. С 1982 года, после прохождения службы в рядах Советской Армии, работал в райкоме комсомола. В 1984 году пошел служить в милицию. Из правоохранительных органов подался в бизнес. В 1991 году, в 29 лет получил высшее образование, закончив Мордовский госуниверситет имени Н.П. Огарева. Тогда же стал работать директором трикотажной фабрики.

В 1996 году в родном селе создал ныне крупнейшее в республике перерабатывающее предприятие «АПО Элеком», став в нем преседателем совета директоров. С этой должности был избран депутатом Госсовета Мордовии третьего созыва. В 2002 году получил заочно второе высшее образование юриста-правоведа в Российской правовой академии Министерства юстиции РФ. Защитил кандидатскую диссертацию по биологии. Пытался избраться и в последующие созывы Госсовета Мордовии по списку республиканской организации КПРФ. Считался одним из основных ее спонсоров. Был помощником члена Совета Федерации РФ и депутата Госдумы.

В середине двухтысячных Якуббаеву неожиданно был предложен высокий пост на госслужбе. Считалось, что это сделка в обмен на его отказ поддерживать КПРФ. Харис Шамильевич занял должность заместителя руководителя Ростехнадзора по Приволжскому федеральному округу. В июле 2007 года его перевели руководить Ростехнадзором в Самарскую область. Там он продержался почти два года и в марте 2009 года был возвращен в межрегиональное территориальное управление той же инспекции по ПФО. В августе прошлого года его назначили заместителем руководителя Росветнадзора по Республике Мордовия и Пензенской области в ранге государственного советника 3-го класса. Имеет многочисленные правительственные награды и грамоты Минсельхоза РФ, а также правительства и Госсовета республики Мордовия.

И КТО ЖЕ КИДАЛА?
Вот с каким серьезным соперником пришлось вступить в конфликт семейству Куприяновых. А произошел он все из-за того же большого расхождения в указанной в договорах суммы сделки и фактической оплаты приобретения Якуббаевым Налитова. По словам Елены, речь шла только о продаже перечисленных нами объектов. И получив за них реальную цену неучтенной наличкой в 19 с половиной миллионов рублей, она ничего более покупателю не должна. А вот Харис Шамильевич был иного мнения. По его словам, первый платеж в 6 миллионов покрыл всю стоимость товара. А второй предназначался авансом за обещанные дочкой директора завода будущие услуги. Якобы она должна была посодействовать Якуббаеву в скупке дополнительных крупных земельных участков вокруг Налитовского пруда, на которых мордовский инвестор собирался в будущем построить коттеджный поселок. Но Куприянова слова не сдержала, фактически обманув партнера.

СУД ПОДДЕРЖАЛ СВОИХ
Обычно подобные теневые сделки не афишируются. Но Харис Шамильевич не собирался просто так дарить кому-то кейс с деньгами и не побоялся придать свой конфликт с Куприяновыми огласке.

Подав на Елену в суд иск о взыскании с нее «неосновательного обогащения». Разбирательство, с моей точки зрения, представляло из себя странное зрелище. Судите сами. Гражданин продает товар по договору за 3 миллиона рублей. Получает за него почти 20 миллионов и не возвращает разницу, утверждая, что неофициально имелась в виду именно такая сумма. В любой иной ситуации и гражданский, и арбитражный суд однозначно встал бы на сторону Якуббаева – что написано пером, того не вырубить топором. Но ульяновские суды (и Ленинский районный, и областной) принимают на веру утверждения Куприяновой и под предлогом того, что турбаза действительно не могла стоить так дешево, отказывают истцу из Мордовии в иске. Вот такая скандальная и запутанная история. Уверен, это еще не конец и оппонент Куприяновых пойдет и в вышестоящие суды. Слишком высока, в буквальном смысле, цена вопроса…

Л. Марков