Материал прислан нам одним из региональных молочных производителей.

На днях эксперты Роскачества сделали неожиданный «каминг-аут» относительно пальмового масла. https://rskrf.ru/tips/eksperty-obyasnyayut/palmovoe-maslo-poleznoe-ili-vrednoe/

Оказалось, что этот продукт, славший благодаря СМИ одной из главных страшилок нашего времени, не столько вреден, сколько полезен.

Все по ГОСТу

«Пальмовое масло богато витаминами А (каротиноиды), Е (токоферолы и токотриенолы) и коферментом Q10. Все это наделяет его свойствами, важными для профилактики диабета, онкологических, сердечно-сосудистых, кожных и других заболеваний», — говорится на сайте Роскачества.

«Стоит обратить внимание на то, что, вопреки разговорам о канцерогенности, благодаря токотриенолам, это масло скорее защищает от развития рака, нежели провоцирует его. Что касается содержания нежелательных насыщенных жиров, то в пальмовом масле их много, но меньше, чем, например, в сливочном, примерно на 20%, — говорит исполнительный директор Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции Екатерина Нестерова.

А вот мнение лицензированного диетолога Евгении Кобыляцкой, автора книг «Как пережить изобилие, или Вся правда о похудении» и «Главная заповедь едока, или контроль веса для «подкованных»: https://snob.ru/profile/23719/blog/85157

«Одна столовая ложка пальмового масла содержит 14 гр. жира – как и все растительные жиры. Из них 8 гр. – насыщенные жиры (те, что следует ограничивать в питании, потому что они повышают риск сердечно-сосудистых заболеваний), 4 гр. – мононенасыщенные суперполезные, снижающие этот риск и 2 гр. – полиненасыщенные – нейтральные.

Теперь сравним со сливочным маслом. Одна столовая ложка сливочного масла (без верха) содержит 11 гр. жира. Из них 7 гр. насыщенного жира, 3 гр. – мононенасыщенных жиров, и 1 гр. – полиненасыщенных.

Пальмовое масло близко по составу к сливочному, и даже чуть-чуть полезнее, за счет наличия ненасыщенных жиров. Подозреваю, что это меньшее зло, которое можно найти в списке ингредиентов на упаковках переработанных продуктов».

Пальмовое масло бывает пищевым и техническим. Первое активно используется для приготовления самых разнообразных продуктов, включая детское питание. Это нормальная практика для большинства зарубежных стран.

В России существует ГОСТ Р 53776-2010, где прописаны требования к пищевому пальмовому маслу. Именно его применяют производители молока. Все разговоры о том, что наши «льют техническое масло» не имеют никаких доказательств.

Специалисты еще раз напоминают: вредны трансжиры — именно они повышают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Этот продукт образуется в процессе частичной гидрогенизации, которая придает растительным маслам нужную консистенцию – делает их более густыми. А консистенция пальмового масла полутвердая от природы, безо всякой гидрогенизации: как раз за счет того, что в нем высокое содержание изначально насыщенного, то есть твердого жира. Если его и подвергают такой обработке, то минимально: на порядок меньше, чем, например, подсолнечное масло.

Но, несмотря на это, государственные ведомства постоянно рапортуют о новых партиях «фальсифицированного» молока с содержанием «пальмы», вызывая резонанс. «Нас травят!», «У этих барыг нет ни стыда, ни совести», — именно так реагируют на подобные публикации читатели.

Попробуем разобраться, почему так происходит.

Повальный «фальсификат»

http://rsnadzor21.cap.ru/info.aspx?type=main&id=3791162

https://ulpressa.ru/2019/02/02/%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82-%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE/

В прошлом году в Ульяновской области Роспотребнадзор и Россельхознадзор изъяли из оборота около 60 партий молочной продукции (в общей сложности более двух тонн). Проверяющие пояснили, что наиболее распространенным нарушением оказалась замена молочного жира растительными маслами. В список проштрафившихся предприятий попали ООО Завод маслосыродельный «Сурский», ООО «Новмолдом», ОАО «Молочный завод», ООО «Молочная индустрия», ООО «Молочный комбинат «Вита», ООО «МолАвто», ПО УЗМ «Волжанка», ООО «Фотида»  и многие другие. Оказалось, что фактически вся ульяновская молочная отрасль (а также и предприятия из Самары, Тольятти, Татарстана, которые тоже постоянно попадают в «чёрный список») производит «фальсификат»!

Гнев ульяновцев, прочитавших такую информацию, понятен. Им хочется употреблять экологически чистую, без каких-либо добавок, молочную продукцию. Которая уж точно не вредит здоровью.

Но, как оказалось, найти сегодня такие продукты на наших прилавках очень сложно. Даже те производители, которые еще не попали в поле зрения проверяющих, с большой долей вероятности поставляют на полки продукцию с растительным жиром. И это не прихоть, и не желание обогатиться на ничего не подозревающих покупателях (а уж тем более, подорвать их здоровье). Производители молока попросту попали между молотом и наковальней. А создало такую ситуацию само государство.

Вкус импортозамещения

То, что в России проблемы с молоком-сырьём, давно ни для кого не секрет. Разведение крупного рогатого скота в нашей стране никогда не считалось делом суперприбыльным. В 90-е годы большинство хозяйств пустили коров под нож — содержать их в финансово нестабильное время оказалось накладно, проще было разводить свиней.

Спустя несколько лет ситуация немного выправилась. В России снова начали строить мегафермы и рапортовать о том, что стадо КРС растет. Но тенденция по-прежнему печальная. Вот данные Росстата: поголовье коров в 2018 году сократилось более чем на 150 тысяч голов. Производство молока с 2013 года в России не превышало 30,8 миллиона тонн, а его импорт стабильно сокращался.

Несмотря на это, производство молочной продукции в России стабильно растет. По данным Росстата, в 2016 году, по сравнению с досанкционным 2013-м, производство сливочного масла выросло на 12%, сыров – на 36%. После введения санкций на российском рынке стало меньше импортных молочных продуктов. И в ход пошло импортозамещение: статистика показала увеличение производства отечественного молока, сыров, творога, сметаны.

Но так как молочного сырья больше не стало, напрашивается логичный вывод: производители начали активнее использовать растительное сырьё. В частности, пальмовое масло. Именно оно — единственное из растительных жиров, имеющее подходящую консистенцию для производства молочных продуктов: не жидкое, а кремообразное.

И цифры это подтверждают. В ноябре прошлого года Россия года увеличила импорт пальмового масла и его фракций на 84,5% по сравнению с ноябрем 2017-го. По данным Росстата, только за 11 месяцев 2018 года в страну ввезли 946 тысяч тонн этого продукта. http://www.mzhsr.ru/news/novosti-otrasli/rossiya-pokupaet-palmovogo-masla-bolshe,-chem-moloka

Дёшево и не сердито

Всё молоко, которое стоит в магазине дешевле 50 рублей за литр, скорее всего, сделано с использованием растительного сырья. Об этом нам, на условиях анонимности, рассказал один из ульяновских переработчиков:

— Вот смотрите. Сырое молоко нормального качества сегодня стоит в среднем 25 рублей за литр. Плюс около 40% — переработка на предприятии. Добавляем развоз — около 20% и торговую наценку в сетях — 20%. Литр молока без добавок не может стоить менее 50 рублей за литр!

— Хорошо, а почему бы тогда переработчикам не производить и продавать нормальный продукт, без растительного масла, по цене от 50 рублей и выше?  

— Сети просто не возьмут такой товар! У них есть свои требования. Лучше всего идёт молоко до 40 рублей за литр. Его стоимость этого искусственно сдерживается уже два года! Мол, это социально значимый продукт. А что делать нам, производителям, когда повысилось всё: тарифы на отопление, ГСМ, электроэнергия, налоги? Работать в убыток? Нам надо ещё и как-то зарплату сотрудникам платить.

— И выход один?

— Да. Удешевлять производство. Добавлять пальмовое масло. Хотите натуральное? Покупайте то, что стоит 50 рублей за литр и выше.

Этот диалог показателен. Россия — страна с постоянно падающей покупательской способностью. Единственный способ показать, что всё у нас не так плохо и производство растёт, никакого кризиса нет — искусственно сдерживать цены. Любыми способами.

Есть еще один важный момент. Дешевизна молока (неважно, за чей счёт) выгодна для региональных властей. Стоимость продуктовой корзины в Ульяновской области, куда входит и молоко, — одна из самых низких в Поволжье. А это повод заслужить очередные баллы для всевозможных рейтингов, в том числе, комфортности инвестиционного климата.

Таким образом, то, что молоко дешёвое — это хорошо. То есть, производителям должны сказать спасибо. Но, в то же время, их за это в буквальном смысле бьют: штрафами и прочими административными наказаниями.

Эта ситуация схожа с той, когда одна рука не ведает, что творит другая. Минпромторг рапортует, что доля «фальсификата» (продуктов с пальмовым маслом) на молочном рынке составляет 20%. Россельхознадзор настроен менее оптимистично — этот показатель составляет 50%. А в Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции и вовсе говорят о том, что доля фальсифицированной продукции среди недорогих сливочных масел и сыров достигает 90%.

Речь тут, уточним, идёт о низком ценовом сегменте – сыре и масле, которые стоят дешевле 400 рублей за килограмм.

Патовая ситуация

Возникает ещё один резонный вопрос: почему бы не писать честно на упаковке, что в молоке есть пальмовое масло? Тогда никаких претензий бы не было. Отвечают сами производители:

«6 лет назад техрегламент на производство молока был изменен. Раньше на упаковках писали: восстановленное молоко с заменителем молочного жира. Теперь же нужно писать очень сложные названия, включающие фразу «молокосодержащий продукт». Такой товар торговые сети не берут, потому что это отталкивает людей. За все эти годы они так и не захотели такие продукты покупать. Никто ведь не вводит понятие «мясосодержащий продукт» для колбас и сосисок!

Государство само создало патовую для нас ситуацию ограничениями цен, дефицитом сырья и, как следствие, его дороговизной и непродуманными названиями продукции в техрегламенте. Реальность такова, что мы вынуждены использовать пальмовое масло. Нужно время для того, чтобы люди поняли, что это не отрава, а чтобы купить продукт без содержания растительны жиров, нужно заплатить больше. По объективным причинам!

Пальмовое масло применяют активно и везде. Мы же вынуждены балансировать на грани. Но российские производители — не вредители! Ситуацию можно исправить, но нужно, чтобы нас не загоняли в тиски. Пока же это тупик неразрешимых проблем».