Сегодня Ульяновск находится в ожидании очередного крупного международного культурного мероприятия. 25-26 апреля в городе при поддержке Евросоюза, несмотря на все имеющиеся сложности в отношениях с отдельными европейскими странами, должен пройти фестиваль под названием «Дни Европы». Проведение подобного мероприятия в условиях введения в отношении нашей страны разного рода международных санкций весьма показательно. Оно указывает на способность России быть намного выше тех мелких пакостей, которые уготовили нам наши зарубежные партнеры, и продолжать линию по укреплению культурных связей со странами Старого света. Именно культурным вопросам будет уделено основное внимание в рамках «Дней Европы». Со слов Министра искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяны Ившиной, фестиваль «должен дать реальную возможность повысить уровень менеджеров в сфере культуры Ульяновской области».
Однако, как мы с вами знаем, не бывает бочки меда без ложки дегтя. Ведь даже беглое ознакомление с материалами региональных СМИ, выходившими в последние 1-2 года, показывает нам на то, что лица, отвечающие за формирование культурной политики в Ульяновске, во многом ориентируются на мнения западных экспертов. Из-за этого наша российская культура может потерять национальную, объединяющую ценности множества народностей, самобытность. Неужели наши чиновники искренне полагают, что какой-то иностранец из дальнего зарубежья имеет хотя бы моральное право давать нам рекомендации в области культуры. Он даже юмор наш понять не в состоянии!
Весьма показателен в данном контексте пример с Британским Советом, представителям которого хватило совести разработать культурный манифест для Ульяновска. Не хочется подробно останавливаться на тезисах манифеста, текст которого имеется в сети Интернет. Хочется только отметить, что он содержит общие фразы (реформировать университеты, создать ресурсы, организовать творческую организацию, провести ряд культурных мероприятии и т.п.) и соответствует уровню ученика среднего класса общеобразовательной школы (ну хорошо, прилежного ученика), что опять же свидетельствует о, мягко говоря, их некомпетентности в вопросах российской культуры. Главный посыл британцев все-таки можно увидеть и прочитать – региональная культурная политика должна ориентироваться на экспертные и технические рекомендации зарубежных специалистов. Точка.
Сложно объективно сказать, для чего нашим английским друзьям все это нужно. Можно выдвигать множество версий: от финансовой заинтересованности и простого любопытства до всемирного заговора. Отмечается лишь их стремление быть здесь, в России, участвовать в культурных процессах, влиять на наших чиновников, экспертов, культурологов, молодежь.
Безусловно, обмен культурным опытом – вещь полезная и нужная. Но лишь обмен, а не подмена. Бездумное копирование западных ценностей может привести к самым страшным последствиям: от легализации педофилии до воспитания целого поколения фашистов, как, например, это произошло на Украине.
Показателен в данном случае пример с любимчиком наших чиновников экспертом Совета Европы и Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Санделлом Теренсом, который регулярно приглашается и участвует в разного рода культурных форумах на территории Ульяновска. Терри не стесняется пропагандировать идею о нецелесообразности вмешательства государства в развитие культуры, что, с его слов, весьма актуально для России. Чувствуете: государству не вмешиваться, но слушать НАС, западных экспертов! Не вмешиваться – слушать! Не вмешиваться – слушать!
Мало кто знает, но Санделл долгое время являлся директором Британского Совета на Украине. Именно в тот период, когда в стране при участии западных экспертов воспитывалось целое поколение молодых «бандеровцев». К чему это привело, мы можем наблюдать в последние месяцы. И вот что интересно. После начала волнения на Украине многие статьи о работе Санделла в Киеве волшебным образом исчезли из глобальной сети. Не то чтобы их совсем не стало, но их количество заметно сократилось. Остались лишь краткие заметки, а не подробные описания его работы. Интересный момент, не правда ли? Так или иначе, в будущем нашим чиновникам при всем уважении необходимо более избирательно подходить к отбору зарубежных экспертов.
Выводы из всего вышесказанного напрашиваются сами собой: не лучше ли развивать культурную политику вместе с известными российскими культурологами, которые воспитывались на романах Толстого и Достоевского? Не лучше ли прислушиваться к советам руководителей национально-культурных автономий, историков, краеведов, талантливой молодежи? Не лучше ли продвигать наши культурные ценности за рубежом, а не наоборот?
Ответ очевиден. Дружить с Европой, конечно, можно и нужно. Но советы и предложения наших заграничных друзей должны быть лишь фоном, а не формировать основную повестку дня в культурной сфере.