Мы продолжаем серию интервью по вопросам миграционной политики с экспертом АНО АРС «Ульяновского центра медиации и права», бывшим начальником отделения противодействия незаконной миграции УФМС Семеном Петровичем Сидоровым.
Мы уже обсудили много важных вопросов, касающихся миграционной политики регион, и неоднократно затрагивали тему посредничества. Сегодня именно о ней мы поговорим более подробно.

Семен Петрович, что представляют собой посредники в миграционной политике, какую роль они играют в этой цепочке и откуда они вообще взялись?

При каждой федеральной структуре существуют так называемые посредники. Они бывают государственными или частными, но также есть физические лица, которые, являясь гражданами России, минуя налоговую службу или другие структуры, зарабатывают на посредничестве немалые деньги. Таких людей можно заметить и в ГИБДД, и в УФМС, они стоят рядом с управлением и предлагают быстро оформить нужные документы.
В сезон Россию посещают сотни тысяч иностранцев, большинство из них не знают языка, не умеют читать или писать. Поэтому сразу же сталкиваются со сложностью заполнения документов. Другая неминуемая трудность – где зарегистрироваться вновь прибывшему иностранцу, так как государство не предлагает временных пунктов размещения. Эти проблемы предлагает решить частное лицо – посредник.
Тем более в нашем законодательстве не прописано, что, например, при прописке иностранца для соблюдения санитарных норм необходимо какое-то количество квадратных метров жилья. Отсюда вытекает проблема резиновых квартир. Эта правовая лакуна дает людям право регистрировать на один адрес любое количество иностранцев, по 100 или 300 человек. Так сформировался пласт людей, которые работают и зарабатывают на этих «дырах» в законодательстве.
Непосредственно у нас в Ульяновске посредники обитают в Засвияжском районе, чаще всего собираются на площади Горького. В сезон они зарабатывают около миллиона рублей.
За временную регистрацию для иностранных граждан сроком на 90 дней они берут в среднем от одной до полутора тысяч с человека. Если иностранец получает патент или разрешение на работу, то ежемесячно он должен доплачивать по 500 рублей.
Естественно, такая массовая регистрация на один адрес стала вызывать вопросы, государство начало борьбу с «резиновыми квартирами». Но карательными мерами тут не обойтись. Следовало предоставить альтернативу, но, видимо, ни возможностей, ни желания не оказалось. С другой стороны, юридические лица могли бы создать официальную альтернативу, например, платные общежития или другие ночлежки. Хотя их легко понять, воплотить это в жизнь при таком сложном законодательстве даже юридическим лицам будет сложно.
В борьбе с «резиновыми квартирами» начали искать рычаги воздействия, правда, они еще не опробованы. Случаи, что гражданин России за это был наказан, единичные. Доказать, что прописанный иностранец не проживает по прописанному адресу очень сложно. С одной стороны пытаются наказать за массовую регистрацию, а с другой стороны иностранцев негде регистрировать.
Когда началась борьба с «резиновыми квартирами» посредники сделали «ход конем»: они нашли социально отчужденных людей и начали регистрировать иностранцев по их адресам. В итоге ничего не изменилось.
Миграционная служба и прокуратура продолжают бороться, приглашают на беседы, отправляют в налоговую службу и проводят проверки по адресам, где зарегистрировано от 10 человек. К примеру, налоговая служба, что может сделать?! Предъявить, что в квартире проживает более 10 человек и, возможно, с них берут за это деньги. На это человек отвечает, что это его родственники, или он по доброте душевной их приютил и никто ему за это не платит. Всё. Никаких претензий налоговая предъявить не сможет.

Получается, что это люди законы фактически не нарушают, ищут «дыры» и умело ими пользуются?
Совершенно верно. В законе многие вещи не прописаны, этим можно пользоваться и зарабатывать деньги, не делая отчислений в госучреждения.
Отдельно можно отметить посредников в строительстве. В рабочий сезон в Россию приезжает большое количество иностранных граждан. Они ищут себе работу, не зная языка, города, не имея знакомых. Тут появляется человек, осведомленный о рабочих вакансиях, который может его трудоустроить, но за отдельную плату. При этом посредник ни за что не отвечает.
К примеру, обычному гражданину нужно построить гараж, он будет искать дешевую рабочую силу, а это иностранцы, в основном узбеки. Родного строителям узбекского языка работодатель, скорее всего, не знает. Поэтому он начинает искать посредника, который все это ему быстро организует.

Ясно, что при необходимости работодатель сам находит посредников, но где и как находятся рабочие?
Чаще всего эти посредники сами когда-то являлись жителями Узбекистана или Таджикистана, но во время пребывания на территории РФ адаптировались, приспособились и научились зарабатывать без особых усилий. Вновь прибывших соискателей работы, жилья и др. они находят в окрестностях миграционной службы или через заграничных родственников.
Да и самим мигрантам удобнее обращаться не в центры занятости, а к своему земляку. Во-первых, это быстрее, во-вторых, более высокооплачиваемо. Посредники в этой сфере получают 10% от оплаты труда. Например, если договорились, что дом построят за миллион рублей, то посредник себе забирает 100 тысяч. Цены достаточно большие, объекты крупные и их не мало. Это очень прибыльный бизнес.

Как с ними бороться, и есть ли в этом смысл?

Бороться с ними можно. Почти всегда решение одно: взять иностранных граждан под контроль. Например, обеспечить их местами временного проживания. Надо на эту ситуацию с экономической точки зрения смотреть. Действовать так, чтобы люди, приезжая, шли в государственные структуры, где находились бы переводчики и юридические консультанты, которые помогали бы вновь прибывшим.
Бороться с самими посредниками бесполезно. На них нет рычагов воздействия. Нет в законе Российской Федерации статьи, по которой их можно было привлечь к ответственности. Раньше, примерно 5-6 лет назад, в законодательстве было прописано, что принимающая сторона при регистрации у себя иностранного гражданина была обязана по окончанию срока регистрации проконтролировать его выезд, при необходимости – за свой счет оказать медицинские услуги. Сейчас же никто за иностранцев не отвечает и никто их не контролирует.