Оформление могильных памятников предполагает в том числе и размещение на них каких-либо рисунков и надписей. При этом изображения бывают не столь важны, как текст. Можно оставить надгробье без портрета покойного (некоторые так и поступают), не украшать его различными картинами и символикой, но написать на нем имя умершего и – в подавляющем большинстве случаев – годы жизни и смерти человека считается обязательным. Это важно хотя бы потому, что иначе со временем потомкам будет непонятно кто лежит в могиле. Нередко к этим информационным сведениям безутешные близкие добавляют и эпитафию, которая становится прощальными словами, призвана описать личность покойного или выразить чувства утраты и скорби в связи с его смертью.

Как же наносятся ритуальные надписи?

Здесь многое зависит от того, из чего сделан мемориал и каков его дизайн.

● Например, на крестах (православных или католических) принято крепить таблички, которые располагают обычно ниже или выше основного перекрестья брусьев. На деревянные распятья заказывают прямоугольники из нержавеющих сплавов для фамилии, имени и отчества (или инициалов) и дат жизни. Эти сведения в прежние времена обычно выбивались (чеканились) на тонких плоскостях. Позже массово начали применять метод гравировки. Она может быть химической, металлической или лазерной. Самыми недорогими оказываются одноцветные надписи, но можно заказать и заливку букв специальными эмалевыми красками или даже полимером, чтобы получилась цветная надпись. Современным способом считается ультрафиолетовая печать, которая позволяет добиваться большого разнообразия оттенков шрифта. Но здесь надо иметь в виду, что краски под воздействием внешней среды будут постепенно выцветать, хотя и не так быстро, как те, что вплавлены в металл посредством термопереноса.
Очень эффектно и солидно выглядят литые таблички. Их обычно крепят к литым же или кованым крестам, а иногда и к тем, которые выполнены из дуба или прочих дорогих пород дерева. Главное условие для гармоничного сочетания – это массивность распятия, так как сами литые таблицы, как и буквы на них, тоже обычно весьма не маленькие.

● Достаточно распространены до сих пор и надписи на фотокерамике или металлокерамике. Ее отпечатывают посредством специальных принтера и красителей на заготовке из керамики или металла, а потом обжигают эту пластину в печи при высокой температуре. Таким образом, чернила как бы впекаются в основу. Вторым вариантом керамической печати является так называемая деколь, с которой изображение переводят на пластину с помощью термопресса, а после также подвергают обжигу. Обычно на фотоовалы помещают портреты покойных, а под ними – имена и даты жизни. Сделанные таким образом надписи неплохо сохраняются от 3-х (на металле) до 10 – 20-ти (в зависимости от качества керамической заготовки, чернил и особенностей климата) лет, а после начинают потихоньку стираться и выцветать.

● Еще один вариант создания ритуальных надписей – это гравировка, которую используют для оформления надгробий из природных минералов или имитирующих их полимеров. Есть два способа ее нанесения – ручной и компьютерный. Первая дороже, так как ее нанесение требует большого мастерства и твердой руки и занимает много времени. Считается, что именно такой способ начертания букв на натуральном камне самый долговечный, так как знаки вырезаются глубоко и стираются только вместе с самим гранитом или мрамором.
При компьютерном способе на поверхность надгробья переносится цифровое изображение. Первый вариант такой гравировки называется пескоструйным. Специальный аппарат довольно глубоко вырубает надписи, делая их очень устойчивыми к стиранию. Зато пескоструйным методом труднее начертать изящные буквы, поэтому будет ограничение по шрифтам. Лазерный вариант это ограничение снимает, зато изображение может оказаться не столь устойчивым и со временем может начать стираться.
Надо отметить, что любая гравировка контрастнее и красивее всего выглядит на темной, хорошо отполированной основе (вроде черных гранита или мрамора). Если камень светлый, то буквы лучше подкрасить в какой-либо цвет, например, золота или бронзы. На красноватой основе неплохо смотрятся серебристые надписи.
Все перечисленные способы нанесения ритуальных надписей не исчерпывают существующих технологических возможностей. Есть и другие варианты: на стекле, внутри прозрачных фигур, в виде 3D изображения и так далее. В конечном итоге все зависит от выдумки заказчиков и возможностей исполнителей.

ulpressaru_Какие_существуют_способы_нанесения_надписей_peskostruj-0