Ряд российских регионов активно внедряют телемедицинские технологии, а местные власти поддерживают региональные программы по телемедицине. Пионерами в этой области являются Воронежская, Курганская, Ульяновская области, Красноярский, Алтайский край и Якутия. Об этом корреспонденту ТАСС в кулуарах форума “Биотехмед” сообщил замдиректора ОА “Микард-Лана” (одного из крупнейших производителей телемедицинского оборудования в РФ – прим. ТАСС) Юрий Богодухов.

 “Очевидными пионерами в этом являются такие регионы, как Воронежская, Курганская, Ульяновская области, Красноярский, Алтайский край, Якутия. На пространстве Якутии умещается две Европы, и при низкой плотности населения – один миллион человек – другого пути лечения сердечно-сосудистых заболеваний у них нет”, – рассказал Богодухов.

По его словам, в ряде регионов существуют собственные программы по телемедицине. “До 2003 года мы сталкивались с желанием оснастить регион (телемедицинским оборудованием – прим. ТАСС), и это были целевые федеральные программы. Сейчас все больше идет инициатива снизу. Это региональные проекты”, – сказал Богодухов.

Он отметил, в регионах понимают экономический эффект от телемедицины. “При нехватке профессиональных кадров – а они стоят дорого – мы с помощью телемедицины начинаем задействовать для решения задач младший медицинский персонал, а это гораздо дешевле. Это первая статья экономии. Эту позицию осознали уже многие региональные руководители здравоохранения”, – пояснил замдиректора.

Пример Ульяновской области

По словам Богодухова, чтобы полноценно использовать в регионе возможности телемедицины, необходимо реализовать целую комплексную программу. Наладить связь между учреждениями, организовать медицинско-диспетчерскую службу, выстроить логистику, обеспечить снабжение лекарствами тех регионов, где выявлена высокая смертность и так далее. “Это комплексный проект, и по уму этот вопрос должны решать региональные структуры: министерство или комитет здравоохранения региона”, – подчеркнул эксперт.

Однако не у всех регионов есть возможность выделить средства на создание комплексной системы. Но власти ищут другие пути. Например, в Ульяновской области такие программы локально приняли на уровне районных больниц. “В Ульяновской области мы просто вынуждены были подписывать договор с 23 лечебными учреждениями – центральными районными больницами. Минздрав Ульяновской области не имеет ресурсов на проведение цельного проекта. И почему сейчас это уходит на уровень (районов) – ну потому, что деньги в любом случае пошли туда. Ульяновск – это хороший пример, даже в этой ситуации они пытаются найти решение этого вопроса”, – отметил Богодухов.

В то же время эксперт выразил надежду, что в будущем “возобладают целевые федеральные программы”, которые позволят получать, хранить и использовать медицинские данные на уровне федеральных, а не локальных, медицинских информационных систем.

Телемедицина в России

Ранее ТАСС сообщал, что эксперты Открытого правительства подготовили проект плана мероприятий по развитию телемедицинских технологий в России. Дорожная карта была разработана по поручению заместителя председателя правительства Аркадия Дворковича.

Для создания законодательной базы для развития нового направления медицинских услуг планируется уже в IV квартале 2016 года внести изменения в Федеральный закон № 323 “Об основах охраны здоровья граждан”. Поправки должны закрепить необходимый понятийный аппарат и возможность дистанционного взаимодействия врача и пациента.

Пилотные проекты по внедрению телемедицинских услуг предлагается реализовать в I квартале 2017 года не менее чем в пяти регионах, в том числе в Татарстане, Калужской и Московской областях, а также в Москве. В числе первых может быть апробирована технология, позволяющая пациентам с сахарным диабетом осуществлять мониторинг состояния здоровья в домашних условиях.