В рамках серии интервью с лидерами политических партий предлагаем Вашему вниманию беседу с председателем Ульяновского регионального отделения партии «Патриоты России» Владимиром Никитовичем Витрянюком.

– Владимир Никитович, здравствуйте!

– Добрый день!

– Жители региона знают вас как отставного военного и лидера «Патриотов России», расскажете больше?

– Всю жизнь в армии, с 17 лет. 38 календарных лет в строю. Заканчивал Киевское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище им. М.В. Фрунзе. Служил в Белорусском, Дальневосточном, Курском, Свердловском военных округах. Прошел путь от командира взвода до командира полка. С 1989 по 2004 – военный комиссар Ульяновской области. За время прохождения службы в боевых действиях не пришлось участвовать, но побывал в Чернобыле, во время ликвидации аварии на ЧАЭС.

– Неожиданно.

– Я участваовал в организации мероприятий по ликвидации, видел людское отношение, которое оказало влияние на последствие не последнюю роль. Многие получили серьезную дозу радиации, в том числе по своей вине, от бесшабашного отношения. Самую серьезную дозу радиации получали офицеры, они первыми шли в реактор, на аварийные участки. Эта катастрофа затронула, так или иначе, весь мир, и Ульяновскую область, над которой буквально через два дня после аварии прошло мощное радиоактивное облако.

– Всю жизнь в армии – и в политику подались! Почему?

– В армии нас учили одному – есть приказ, значит, его нужно выполнять беспрекословно. И пока я служил в армии – это был закон для меня и моих подчиненных. Когда я приехал в Ульяновскую область и был поставлен на должность военного комиссара, то столкнулся с интересной ситуацией. Комиссариат – структура полугражданская. Поэтому много пришлось работать с населением, с органами власти, сначала советскими, затем уже Российской Федерации. Гражданская специфика накладывала свои требования, прямой армейской указкой здесь действовать было мало. Для качественного взаимодействия с властью необходимы сильные гражданские, политические институты. Дабы помогать власти вести себя правильно и выполнять свои функциональные обязанности. Не просто сидеть и говорить: «Я – власть!», а выполнять возложенные на нее обязанности. Однажды у меня был такой случай, в пору службы военкомом, что я вынужден был главе администрации района рассказывать о его обязанностях, буквально, на должностной инструкции.

– Часто сегодня приходится власти подсказывать какие-то решения?

– 2017 в Ульяновской области объявлен годом экологии. У нас серьезные проблемы с питьевой водой в правобережной части Ульяновска, ее нельзя употреблять. Для решения этой проблемы на первом этапе нужно хотя бы ограничить использование воды в детских садах и школах при приготовлении пищи и напитков. А вслед за этим заняться переброской трубопровода из-за Волги в правый берег. У области и города много проблем, но человек на 80% состоит из воды. Качество питьевой воды напрямую оказывает влияние на наше физическое состояние. Посмотрите, как сильно в наши дни болеют молодые! Не последнюю роль в этом играет вода.

– Снова к армии. Вооруженные силы нашего государства сегодня, вчера, позавчера – в советский период – насколько изменились, что нового, а что принципиально сохранилось?

– Вооруженные силы России сегодня – это не новое образование, а продолжение созданного в Советском Союзе. Однако офицерский состав сегодня – другой. Просто другой. В советское время в военных училищах не было взяток. Выходил молодой офицер с мировоззрением, что защита Отечества – главное. А что сегодня? Среди офицеров появились коммерсанты, в училищах бывает и такое, что захотел курсант в увольнение – с него уже берут деньги. Для меня как для старого солдата это дико. Я считаю такое положение вещей позором. Своих подчиненных всегда учил одному: сегодня ты оскорбил солдата, а завтра тебе в бой. Уверен, что он тебе в спину не выстрелит? Ты должен быть солдату отцом, матерью, братом. Главная задача командира не только научить солдата стрелять, а озаботиться условиями его службы! Однако, нужно отметить, что сегодня техническое оснащение армии довольно неплохое. У военнослужащих хорошее денежное довольствие. Но в армии главное не зарплата, а отношение государства к военному человеку. Не была высокой заработная плата и в Царской армии. Иногда токарь мог заработать больше поручика. И сегодня мы видим, что государство повернулось к армии лицом, изменилось отношение в средствах массовой информации, и общества в целом. Молодые люди начали активнее проявлять себя в призывной период. Это престижно! Если так пойдет и дальше – очень скоро мы вновь получим сильнейшую армию в мире.

– Вы говорите про желание молодежи служить… В связи с этим, возможно ли в Ульяновске возрождение некогда закрытых военных училищ?

– Об этом говорить преждевременно, потому что количество военных училищ будет расти прямо пропорционально росту численности вооруженных сил. Можно только радоваться тому, что на базе Училища связи создан Межвидовой учебный центр, который использует при подготовке специалистов то оборудование, тех преподавателей, которые некогда трудились при училище. Перспективы возрождения, на мой взгляд, есть только у Училища связи.

– И в армию молодежь призывали, и допризывной подготовкой в ранге директора Центра патриотического воспитания занимались… Актуальная тема конца 2016-го – молодежные ОПГ…

– Одной из главных причин всплеска мною видится выведение воспитательного компонента из системы общего образования. Хотя российская педагогическая наука гласит, что воспитание должно осуществляться в процессе обучения. Мы об этом забыли. В одной из школ произошел случай: троих учеников поймали за распитием спиртных напитков. И вместо того, чтобы воспитать, просто выкинули на улицу среди учебного года. Зачем? Отругать, обратить пристальное внимание, найти выход, но зачем выкидывать? Это же группа риска, те, кто может даже от озлобленности на ситуацию пополнить ряды криминала. В 90-е Горячев, во время разгула молодежных группировок, вел эту работу. Часть активистов посадили, с частью провели разъяснительную работу, и эта волна немного поутихла. Но заниматься этим нужно постоянно. У нас в области сегодня проводится около трех тысяч мероприятий патриотического характера. Но многие из них проводятся для галочки. Я всегда говорю – лучше меньше, да лучше. Страдает качество, участники из раза в раз одни и те же, не удается захватывать большого количества участников. Это головная боль. Надо делать все на совесть, а не с целью понравится губернатору. В школу, слава Богу, возвращается начальная военная подготовка. Это шанс дать парням правильное понимание жизни, подготовить их к службе в армии, помочь им выстроить в себе стержень, который позволит им не свернуть на неправильную дорожку.

– Патриотическое воспитание молодежи накладывает свой отпечаток на вашу партийную деятельность?

– Да, у нас коллектив – в основном отставные военные. И мы видим своей главной задачей воспитание молодежи, насколько сил хватает. Мы имеем опыт и можем подсказывать власти, где нужно какие-то моменты усилить, какие-то изменить. Каждый на своем месте, хорошо работая, может изменить что-то. И за это слава Богу.

– Самый яркий пример патриотизма из Вашей жизни?

– Солдатская мать Наталья Александровна Кузяшина (Председатель Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации “Комитет солдатских матерей России” – прим. ред.). Один из ярчайших примеров патриотизма, который я видел. Когда ее сын в 96-м погиб в Чечне, будь у нее оружие, она бы меня расстреляла. Во мне она видела своего врага. Когда боль утихла, привлекли к работе с семьями военнослужащих. Спустя несколько лет она приходит ко мне, извиняется, а меня не за что извинять, я ведь не знаю, как себя повел. И с тех пор она выступает на всех собраниях, общается с семьями военнослужащих, в том числе погибших. Но она всегда говорит о Родине, о том, что ее нужно защищать. Для меня она авторитет.

– Спасибо, Владимир Никитович.

– Спасибо Вам.

Беседовал Владимир Басенков.