Известный российский пианист выступил на сцене Ленинского мемориала.

В Ульяновске стартовал 55-й Международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…». В этом году мероприятие посвяще- но 100-летию Великой Октябрьской революции. Поэтому программа на-сыщена произведениями, в которых отражен дух времени бунтарства и переворотов. Перед зрителями вы- ступят выдающиеся музыканты-виртуозы, мастера академического и джазового вокала. Примечательно, что насладиться шедеврами мировой классики смогут не только горожане, но и жители сельской местности. Запланировано, что десять концертов пройдут в Ульяновске, а пять — в районах области.

2 марта состоялось открытие фестиваля. Настоящим подарком для зрителей стало выступление российского пианиста, музыкально-общественного деятеля, народного артиста РФ, лауреата Государственной премии РФ, кавалера ордена Почета Дениса Мацуева. Известный музыкант играл вместе с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром «Губернаторский» под руководством Олега Зверева. Артистов ульяновцы приветствовали несмолкаемыми овациями. Кстати, нашим землякам Мацуев уже хорошо знаком: в 2012-м он участвовал в концерте, посвященном 200-летию писателя Ивана Гончарова, в 2014 году играл в рамках 52-го фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…», а в 2015-м у нас состоялось его большое сольное выступление. Ульяновским журналистам в ходе пресс-конференции удалось пообщаться с Денисом Мацуевым и узнать о его отношении к инструментам, музыке, социальным сетям и «Спартаку».

— Денис Леонидович, расскажите о своей программе на открытии фестиваля.

— Мне очень приятно, что я в очередной раз побывал в Ульяновске и принял участие в этом знаменитом фестивале, уже 55-м. В союзе с заслуженным деятелем искусств, дирижером Олегом Зверевым мы представили «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина. Еще был исполнен Концерт № 3 Людвига Бетховена. С Олегом Евгеньевичем мы знакомы уже не один год. Когда я жил в Иркутске, он возглавлял наш оркестр. Поэтому наш творческий союз сложился давно. Еще я никогда не забуду в Ульяновске наш совместный концерт, посвященный 200-летию Ивана Гончарова. Выступление проходило на открытой площадке, и было все замечательно. У вас великолепный коллектив! И я рад, что в Ульяновске оркестр живет и процветает.

— Для музыканта, наверное, самое важное — это его инструмент. Как бы вы охарактеризовали свою связь с инструментами, ведь в каждом городе они разные?

— Замечательный вопрос. Безусловно, от того, насколько ты быстро найдешь контакт с инструментом, зависит и успех концерта, и, конечно же, результат, который ты ожидаешь. Поэтому иногда на это уходит 10 минут, а порою по несколько часов. Ведь у каждого рояля есть своя индивидуальность, окраска, тембр. Для меня инструмент — это живое существо. За ним нужно ухаживать, к нему необходимо найти подход. Не каждый рояль мне поддается сразу. Но бывает и наоборот — мы с инструментом с полуслова понимаем друг друга, и мои руки сами начинают играть.

— Не так давно в рамках мирового тура вы исполнили сонату № 31 Бетховена и при этом отметили, что это произведение для вас сложное, и вы играете его впервые. Расскажите, пожалуйста, про ваш нынешний репертуар.

— Для меня важно представлять публике разные программы. Так, в прошлом году в моем репертуаре были произведения Петра Чайковского и Сергея Рахманинова. Сейчас идет цикл сонат Людвига Бетховена. Среди них есть и те, которые я играю впервые. К примеру, премьерными стали сонаты № 31 и № 17. На будущий год у меня запланирован цикл сольных концертов, где я вновь представлю эти произведения. Причем мне кажется, что, когда музыкант выходит на сцену, он не должен думать, виртуозная это композиция или нет, где надо играть более глубоко, а где так — легкую пьеску. Это неправильно. Любое произведение сложное, если его сыграть по-настоящему. В своем творчестве я стараюсь не разделять композиции на какие-то периоды моей жизни. И вообще я очень жадный человек на новый репертуар. Как правило, у меня каждый год два концерта с новыми оркестрами, одна или две сольные программы, составленные на разные вкусы публики. Потому что я играю именно для публики, я не на публику. Мнение моих близких людей, учителей, родителей и, конечно, зрителей для меня важнее всего.

— Один из своих концертов вы завершили «Революционным этюдом» Александра Скрябина. Произведение эмоциональное, в духе переломного времени. А какая музыка, на ваш взгляд, отражает нынешнюю эпоху?

— Знаете, была такая знаменитая пианистка Мария Юдина. Она гениальная, но со странностями характера. Один из крупнейших музыкантов XX века Святослав Рихтер рассказывал историю, что однажды мелодичную прелюдию Баха Мария Вениаминовна играла напористо, с темпераментом и страстью. После чего Святослав Теофилович спросил у Юдиной, почему она это сделала, на что та ответила: «Ведь сейчас война». Но, на мой взгляд, это не совсем правильно, и музыканту-исполнителю сложно передавать целую эпоху. В первую очередь нужно воспроизводить те чувства композитора, которые тот испыты- вал, когда писал свое произведение. Поэтому, когда я выхожу на сцену, я не думаю, в какой эпохе живу. А уж тем более революция — это настоящая трагедия. Потому что в тот момент и Сергей Рахманинов, и Игорь Стравинский, и Сергей Прокофьев покинули нашу страну. Правда, последний потом вернулся. А вообще тревога в музыкальных произведениях XX века чувствовалась и у Дмитрия Шостаковича — это Симфония № 5, написанная в 1937 году. В ней он передал весь ужас того времени. Или возьмем Третий концерт Сергея Рахманинова, который был создан еще задолго до революции, но даже уже в ней композитор делился неповторимой тоской по дому. Либо Второй концерт Сергея Прокофьева, написанный за 7 лет до революции, но это один из самых трагедийных фортепианных концертов в его репертуаре. Когда я выхожу играть то или иное произведение, конечно, я читаю о той эпохе, в которое оно было написано, о переживаниях композитора в то время. Безусловно, все это очень важно и сказывается на конечном образе.

— Теперь о спорте. Вы неравнодушны к футболу и являетесь болельщиком «Спартака». А у нас приближается чемпионат мира. Вы будете там выступать и с какими произведениями? И еще хотелось бы услышать ваши прогнозы по игре российской сборной…

— Да, я активный болельщик и посол чемпионата мира по футболу. И я очень горд, что соревнования будут проходить в нашей стране. Свои мысли по поводу культурной начинки чемпионата мира я пока не стану озвучивать. Но я всегда говорил, что Россия славится своей культурой, и важно ознакомить гостей не только с футболом и стадионами, но и с нашей классической музыкой, оркестрами, музеями, народным творчеством. А по поводу прогнозов на матчи — я очень преданный болельщик сборной России и московского «Спартака». И считаю, что нужно быть с командой не только в триумфальное время, но и когда дела идут плохо. Но я надеюсь, что сложности у наших футболистов позади. Поэтому буду болеть за красивый футбол. Я верю, что ребята настроятся, зарядятся энергетикой и выступят со страстью, по-революционному!

— Немного о религии: ваш прадедушка по папиной линии был батюшкой. Как вы относитесь к церковной музыке и был ли у вас такой опыт работы? И еще: известно ли вам творчество архиерея митрополита Илариона Алфеева?

— Да, мой прадед, Михаил Мацуев, был священником. Он служил под Иркутском в небольшом поселке Мишелевка. Сейчас там восстановили эту церковь. Музыку Илариона я слышал, и для меня это было открытие. Она замечательная, интересная, очень самобытная. Опыта работы с церковной музыкой у меня пока не было, так как обычно рояль в православной церкви не звучит. Но я обожаю Литургию Сергея Рахманинова. Это золотой репертуар многих коллективов. И это будет жить вечно.

— И последний вопрос, о коммуникациях. Как вы относитесь к социальным сетям?

— Я очень активно пользуюсь социальными сетями, Интернетом. Для меня это интересно и важно, ведь с помощью этого у меня есть постоянный контакт с публикой. И причем не только со зрителями моих концертов, но и с людьми, которые не могут присутствовать на выступлениях. Кроме того, благодаря соц- сетям все желающие узнают о моих новостях, планах, мыслях. Да и это отличная возможность общаться с людьми по всему миру!

НАША СПРАВКА:

Денис Мацуев родился в семье музыкантов, учился в Иркутске в школе искусств и в средней школе № 11 им. В.В. Маяковского, в 1990-м продолжил образование в Москве в ЦМШ. В 1991-м стал стипендиатом фонда «Новые имена», через два года победил на Международном конкурсе пианистов в Йоханнесбурге и поступил в Московскую консерваторию в класс А.А. Наседкина, позднее — С.Л. Доренского. С 1995-м — солист Московской филармонии. Широкую известность Мацуеву принесла победа на XI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в 1998 году.