30.08
02.11
Выставка «Письменные приборы XIX века»
Ульяновский областной художественный музей (б-р Новый Венец, 3/4)
2018-08-30T00:00:00+03:00
2018-11-02T00:00:00+03:00
Выставка  "Письменные приборы XIX века" @ Ульяновский областной художественный музей (б-р Новый Венец, 3/4)

К новому учебному году в Художественном музее открыта выставка письменных приборов XIX века.

Из обширного музейного собрания на экспозицию отобраны 15 предметов, которые употреблялись при письме. Так чем же писали люди, жившие в XIX веке, почему их каллиграфия так резко отличается от почерка современного человека? На эти вопросы ответит выставка.

Чернильный прибор занимал особое, центральное место на письменном столе XIX века. При его помощи осуществлялась деловая переписка, оформлялись документы, записывались расходы. При раскопках в древнеримском городе Геркулануме на берегу Неаполитанского залива археологи обнаружили глиняный сосуд, на дне которого остались засохшие черные чернила — сажа, разведённая в масле. Этот сосуд ученые считают прототипом чернильницы. В эпоху Средневековья чернильные приборы изготавливали из кожи, рога и металла.

Более привычные чернильницы из стекла впервые начали производить англичане. Именно английским стеклоделам удалось разработать так называемые безопасные чернильницы. Их горлышко было снабжено специальной конусообразной воронкой, препятствовавшей вытеканию чернил даже при опрокидывании сосуда. Примером работы английских мастеров на выставке служит каменная чернильница известного завода Wedgwood, исполненная во второй половине XVIII в. Представлены также чернильница из синего стекла второй половины XIX в. французского производства и изящная кабинетная чернильница XIX в. из стекла в металлической оправе с женским профилем в медальоне, обрамленном двумя амурами с цветочными гирляндами. Если первый сосуд мог служить деловому человеку, вторую чернильницу, скорее всего, использовала женщина, ведущая переписку личного характера.

В зависимости от страны и эпохи чернильницы имели разные размеры и изготавливались из разнообразных материалов: фарфора, металлов, камня или полимеров. Для богатых домов мастера создавали экземпляры из драгоценных металлов, богато инкрустированные камнями, росписью и эмалью. На выставке привлекает внимание элемент письменного прибора конца XIX в. из собрания Е. М. Перси-Френч производства семейной фабрики Кантагалли (1878 — 1985), работавшей в стиле итальянского Возрождения. Мастера фабрики стремились к пониманию техники и декора керамики старых мастеров — Губбио, Дерута, Урбино и других. Основным источником вдохновения служили глазурованные терракоты эпохи Ренессанса. Подражания керамике этого времени были крайне популярны в Италии конца XIX века и вскоре стали известны на территории Западной Европы и России. В состав письменного набора входил целый ряд других, ныне почти забытых канцтоваров. До появления промокательной бумаги ее заменяли мелкозернистым кварцевым песком, который хранился в специальной «канцелярской» песочнице. Песком посыпали свеженаписанный текст, чтобы он скорее просох и не размазался. Такая песочница входит в набор российского завода А. Г. Попова 1870-х гг., который состоит из чернильницы, песочницы и специальной подставки для перьев. Изделиям, выходившим с завода А. Г. Попова, присущи необыкновенная декоративность, тонкое чувство колорита, яркие, чистые краски. По современному дизайнерскому решению, как принято сейчас говорить, их отличают простые, компактные формы и смелый, выразительный рисунок орнамента, подчеркивающий эти формы.

В числе экспонатов выставки — чернильно-песочный прибор завода братьев Корниловых первой половины XIX в., изображающий девочку, сидящую на розовой подушке в компании голубя и раскрытой книги. Элитные фарфоровые изделия завода Корниловых имели превосходное качество и были известны во всем мире, спрос на них был только в кругах богатых людей, что было связано с высокой ценой готовой продукции.

Состоятельные заказчики зачастую выбирали письменные приборы, состоящие из множества предметов: в них входили подсвечники, лотки для перьев, песочницы, часы со специальными постаментами, ножи для бумаги. На выставке экспонируется прибор середины XIX в. из золоченой бронзы и богато украшенный бирюзовый фарфоровый прибор XIX в., стилизованный под работу французской фабрики Севр, ведущий свое происхождение из коллекции В. Н. Поливанова. В него входит чернильница с амурами, подчасник и подсвечники. Посуда и различные предметы, создававшиеся в Севре, украшались изысканной, дробной орнаментикой, обычно сочетавшейся с цветными фонами. Для изготовления отдельных фигур и групп, отличающихся плавностью линий и грациозностью композиций, чаще всего служил бисквит; модели для них создавали Л.- С. Буазо, Ж. Ле Риш, Э.-М. Фальконе, возглавлявшие в различные периоды скульптурную мастерскую Севра.

Изящество и красота письменных приборов XIX века являлись ценной составляющей культуры письма и эпистолярного жанра. С появлением современных письменных принадлежностей этот жанр и эта культура практически полностью исчезли из повседневной жизни людей.

Познакомиться с предметами для письма мы приглашаем в наш музей.

Выставка работает до 1 ноября 2018 года.