02.08
17.08
Выставка плакатов Иштвана Ороса
2019-08-02T00:00:00+03:00
2019-08-17T00:00:00+03:00
Выставка плакатов Иштвана Ороса @ "Квартал"

2 августа в «Квартале» откроется выставка плакатов венгерского художника Иштвана Ороса, во время которой автор также презентует книгу «Шахматы на острове» и предшествующий ей фильм «Chess».

Встречу с художником, дизайнером, писателем, поэтом и режиссёром, членом Венгерской Академии Искусств организует Фонд «Ульяновск – культурная столица» совместно с Генеральным консульством Венгрии в Казани, Венгерским культурным центром и Венгерской академии искусств ММА.

Книга «Шахматы на острове» посвящена известной встрече Владимира Ленина и философа Александра Богданова на даче у Максима Горького на итальянском острове Капри весной 1908 года. Автор предлагает свой взгляд на события первой половины ХХ века, прослеживает судьбы людей, которые присутствуют на фотографиях, сделанных Юрием Желябужским во время исторической шахматной партии, и анализирует их передвижения во времени и пространстве до и после Октябрьской революции.

Что касается выставки плакатов, то вот как сам автор рассуждает об этом жанре искусства:

«Уже в середине семидесятых, когда я учился в университете, мне приходилось слышать весьма раздражающий тезис о том, что плакат – это искусство XX, а не XXI века, то есть, искусство века уходящего, но не века грядущего. Хоть это и звучит провокационно и саморазоблачительно для меня, в этом заявлении много правды. Пика своего развития плакат достиг примерно в 70-80-е годы, после этого начался спад в этой области искусства. Во многом этому способствовало новое разделение труда в дизайнерских студиях, когда одним проектом занимается множество людей (график, типограф, фотограф), и все они постоянно что-то добавляют в плакат, в то время как суть искусства плаката именно в убавлении.

В свое время я учил своих студентов-молодых дизайнеров следующим образом: «Если ты хочешь сделать плакат, постарайся объяснить свою идею в одном предложении. Ты почувствуешь, что есть лишние слова, части предложения – вычеркивай их. При следующем прочтении снова найдутся лишние элементы. Смело избавляйся от них. И вот тогда, когда тебе уже не нужны никакие слова и буквы, можно считать, что плакат готов!».

Сначала я рисовал плакаты на культурные темы, большей частью афиши для театров, кинопоказов и выставок. На рубеже 1989-90 гг., когда в Центральной и Восточной Европе разворачивались демократические процессы, я сделал несколько плакатов на политическую тематику. Мне хотелось понять, насколько жанр плаката пригоден для того, чтобы мобилизовать людей. Был у меня и такой плакат, который использовался в предвыборной кампании.

В своих работах я играю с пространством и перспективой, иногда пытаюсь перевернуть перспективу или создать невозможную иллюзию путём соединения вогнуто-выпуклых элементов. С этими эффектами я также экспериментировал сначала на плакатах, а сейчас все чаще использую их в графике.

Разумеется, я, как и многие мои коллеги – дизайнеры плакатов – хотел бы сохранить прежнюю уличную функцию плаката, но, что еще более важно, хочется поддерживать живое состояние того типа мышления, который необходим для создания плаката, особый стиль плаката, характерную лишь для него лаконичность, смелое использование оптических эффектов, применение символов и особых цветов.

В связи с плакатами очень часто упоминают фразу, скорее необдуманно, hic et nunc: здесь и сейчас. Плакат выполняет свою задачу в определенном месте и быстро теряет значимость, у него заканчивается «срок годности», как у кефира. Тот, кто знаком с историей плаката, понимает, что это не совсем так. Плакаты превращаются в независимые от времени и места, обретают общий характер, по крайней мере, настоящие плакаты. Уже не столь важно, какое событие они освещали, в фокусе та личность, которая создавала плакат и сделала их подлинными. Качественные плакаты, теряя свою оригинальную функцию, переходят из области прикладного искусства в художественный мир.

Когда я рассматриваю свои старые плакаты 20-30-летней давности, я вспоминаю не их изначальное послание, скорее у меня возникает ощущение, что я смотрюсь в зеркало».

Следуя традиционным техникам рисования, в своих работах автор прибегает к визуальным парадоксам и пространственным иллюзиям, зачастую отсылая зрителя к персонажам и событиям из истории искусства.

«Есть вещи, которые я могу себе представить и могу нарисовать. Есть вещи, которые я могу представить, но не могу нарисовать. Но есть ли что-то такое, что я могу нарисовать, но не могу себе представить? Вот этот вопрос меня очень интересует!», – сказал Иштван Орос.

В его плакатах можно найти лабиринты, тени, парадоксальные архитектурные конструкции. Он все так же играет с пространством и перспективой, пытаясь перевернуть или соединить объекты вопреки физическим законам.

С 1984 года Иштван Орос использует псевдоним «Утис» (Utisz), что в переводе с греческого означает «никто». Это имя использовал древнегреческий персонаж Одиссей, чтобы обмануть циклопа и затем лишить его глаза. Этот иронический псевдоним отсылает к тому, что творчество Ороса подобно атаке на визуальное восприятие человека.

Выставка будет работать до 16 августа включительно. Вход на выставку свободный. Возрастное ограничение: 12+. Адрес креативного пространства «Квартал» ул. Ленина, д.78. Начало в 18 часов.