01.08
13.09
Выставка «Поп-арт»
Музей изобразительного искусства ХХ-ХХI вв. (ул. Л.Толстого, д. 51)
2018-08-01T00:00:00+03:00
2018-09-13T00:00:00+03:00
Выставка "Поп-арт" @ Музей изобразительного искусства ХХ-ХХI вв. (ул. Л.Толстого, д. 51)

Поп-а́рт (англ. pop art, сокращение от popular art – популярное или естественное искусство) – направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950-1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически, это направление в искусстве подменило традиционное изобразительное творчество – на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира.
Вспыхнув в Европе в 50-х, поп-арт быстро перелетел через океан и стал звездой нью-йоркских вечеринок. Именно там, под статуей Свободы, за чтением бульварных романов, просмотром голливудских фильмов, в сопровождении блеска бесконечной бродвейской рекламы, под оглушительную музыку Битлз, Роллинг Стоунз, Дорс и Дэвида Боуи, он обрел свой дом.
Поп-арт обращался к образам, которые наводнили жизнь людей в середине ХХ столетия: комиксам, гамбургерам, знаменитостям, холодильникам, кока-коле, автомобилям, политическим деятелям, туфлям, сигаретам… – «в общем, ко всем тем классным современным вещам, которые так усердно не хотело замечать абстрактное искусство» (Энди Уорхол).
Эти объекты, вырванные из привычных контекстов и помещенные в художественную среду, а затем и заполонившие пространства выставочных залов, либо приобретали там бесконечную прогрессию смыслов, либо обнажали блеск своей крайней абсурдности.
Поп-художники, такие как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Индиана, Джеймс Розенквист и другие, в известной степени, поделили между собой арт-сцену, увлекшись новыми формами, сюжетами и техниками. Они не только использовали традиционные холст и масло, но и осваивали трафаретную печать, создавали масштабные инсталляции, скульптуры, аппликации и коллажи. В конечном счете, все их произведения, способные стать легкодоступными для любого, носили массовый характер, как банка супа или бутылка колы. И именно поэтому работы, представленные на выставке (более 80 экспонатов), выполнены в различных техниках, каждая из которых считалась художником достойной зрителя. Здесь и графика, и афиши, и постеры собранные от частных коллекционеров и галерей.
«Поп-арт» сопровождается множеством собранных воедино, порой спорных и даже противоречивых диалогов между творцами, зрителями и критиками. Незримое, но ощутимое присутствие художников помогает каждому, кто включился в процесс, осмыслить это явление.
Сейчас поп-арт обрел второе дыхание – возрождается интерес к его феномену. К мотивам поп-арта обращаются такие современные художники, как, например, Ричард Райан и представитель стрит-арта Бэнкси, произведения которых включены в экспозицию. По всему миру организуются сборные выставки и ретроспективы Лихтенштейна, Индианы, Уорхола. Работы художников соревнуются с наследием старых мастеров на мировых аукционах Christie’s и Sotheby’s и нередко бьют все рекорды – но являются ли деньги подлинным мерилом эстетической и духовной ценности?

Открытие выставки 1 августа