19.07
21.08
Выставка произведений М.М.Радонежского «Энергия простора»
Музей изобразительного искусства ХХ-ХХI вв
ул. Л.Толстого 51
Стоимость уточняйте по телефону 42 05 76
2019-07-19T00:00:00+03:00
2019-08-21T00:00:00+03:00
Выставка произведений М.М.Радонежского "Энергия простора" @ Музей изобразительного искусства ХХ-ХХI вв

Выставка произведений М.М.Радонежского (1894-1972).

К 125-летию ульяновского художника.
Из цикла выставок «Ульяновские художники- юбиляры» из собрания Ульяновского областного художественного музея.

Музей изобразительного искусства ХХ-ХХI вв., филиал Ульяновского областного художественного музея

с 19 июля по 20 августа 2019 года

Открытие выставки состоится 19 июля в 15.00
по адресу: ул. Л. Толстого, 51, тел. 42 05 76

Михаил Михайлович Радонежский родился 12 марта 1894 года в Васильсурске Нижегородской губернии в семье земского ветеринарного врача. В 1913 году учился в Казанской художественной школе, в 1914-1918 годах в Пензенской художественной школе.Одним из преподавателей был хорошо известный в России художник И.С. Горюшкин-Сорокопудов. С 1918 по 1921 годы работал декоратором и руководителем художественных студий в частях Красной Армии. В 1921 – 1931 годах жил в поволжских городах — Козьмодемьянске, Васильсурске, Астрахани, а также в Сибири (Новосибирск, Боготол), преподавал в школах и училищах, работал декоратором в театрах. В 1925 году М.М. Радонежский вступил в члены АХРР (Ассоциация Художников Революционной России). В 1931 году по приглашению Городского отдела народного образования художник переехал в Ульяновск, который стал его второй родиной. Он активно вел преподавательскую работу в школах, техникумах, училищах, работал старшим научным сотрудником Художественного музея (1940 – 1947), где руководил художественной студией (1944 – 1946). В июле 1937 года при образовании Ульяновского филиала Куйбышевского Союза Советских художников он был избран его первым председателем, с 1960 года М.М. Радонежский — член Ульяновского отделения Союза художников. М.М. Радонежский активно участвовал в выставках: Всесоюзной выставке «Жизнь и быт народов СССР» (1926 год), Всесоюзной художественной выставке (1947 год), зональной выставке «Большая Волга» (1964 год), областных выставках. Картины художника были экспонентами тематических выставок в Ульяновском областном художественном музее. Михаил Михайлович Радонежский скончался 24 ноября 1972 года в Ульяновске.

«На выставке представлено более 30 произведений живописи, графики М.М. Радонежского из собрания Ульяновского областного художественного музея, среди них несколько ранних работ 1920-х – 1930-х годов. Основное место в экспозиции заняли произведения, созданные в 1950- 1960-е годы, посвященные нашему городу. Именно в Ульяновске, в котором художник жил с 1931 года, наиболее ярко раскрылся его талант пейзажиста и мастера натюрморта.Излюбленной техникой Радонежского была темпера, именно в ней художник находил уникальные возможности для интерпретаций. Пейзажи, созданные в 1960- годы, органично соединяются в цикл «Новый Ульяновск». Радонежский обращался не только к видам новостроек, для него историческое пространство соединяло эпохи в единый образ.В этом образе мирно уживались и «новые движения жизни», и обаяние старой архитектуры. В основе пейзажей главным оставалась гармония этого вечного содружества, его художник обозначал в композиции, и словно из глубины вырывающейся живописной фактуры, густого и звучного колорита, движимого быстрыми размашистыми переплетениями линий. Для Радонежского было крайне необходимо запечатлеть облик живого и естественного города.В этих открытых эмоциях у художника всегда находилось место для лирических откровений. В пейзажах главенствует не натуралистическая подробность улиц города, не передача моментального впечатления, а глубоко прочувствованное соучастие в длительном эмоциональном переживании. Потому хорошо знакомые улицы открываются с новой, часто неожиданной стороны.Если пейзаж диктовал определенные правила в обозначении конкретного места, то натюрморт спешил уверить, прежде всего, в декоративном первородстве всех предметов: цветов, чашек, ваз, самоваров, различной снеди. Художественная чуткость мастера давала возможность соединить в органическую цветовую логику предельную вещественность и декоративную структуру интимного мира чувств. Обретенные Радонежским мощные, своеобразные качества живописи, присущие только ему творческие возможности органично входят в художественную летопись, что становится смыслом настоящего искусства».