30.01 12:00
30.01 13:00
Открытие выставки «А.А. Пластов. Богородская игрушка и её авторы»
Музей А.А. Пластова
2016-01-30T12:00:00+03:00
2016-01-30T13:00:00+03:00
Открытие выставки «А.А. Пластов. Богородская игрушка и её авторы» @ Музей А.А. Пластова

К 123-й годовщине со дня рождения Народного художника СССР А.А. Пластова.
В залах музея будут представлены портреты резчиков по дереву, выполненные А.А. Пластовым в 1930-х годах. Выставочный проект осуществляется совместно с Абрамцевским художественно-промышленным колледжем имени В.М. Васнецова. В музейном пространстве будут одновременно экспонироваться графические работы А.А. Пластова и коллекция богородской игрушки, выполненной мастерами этого учебного заведения – филиала Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. Особое место на выставке займут игрушки из собрания семьи А.А. Пластова, сделанные художником. Влияние исконно русской традиции на авторов богородской игрушки будет представлено также посредством обращения к народному лубку и предметам крестьянского быта.
В 1935 году художнику Аркадию Пластову (1893 – 1972) удалось соприкоснуться с носителями народных традиций трёх знаменитых художественных центров: Сергиева Посада (тогда Загорска), Семёнова Нижегородской области и деревни Богородской. Результатом творческого общения художника с народными мастерами-резчиками явилась серия графических портретов. В летопись промысла вошли многие из героев пластовских работ – поколение основателей одного из видов русского народного искусства, получившего в первые десятилетия XX века новую жизнь. Ерошкины, Бобловкины, Ершовы – это фамилии тех, кто стал для последующих поколений примером блестящего исполнительского мастерства и творческой мысли.
Портреты резчиков по дереву поступили в фонды Ульяновского областного художественного музея в 2004 году. Их передала в дар Ирина Глебовна Глинка. Так запечатлеть своих современников мог только человек одного с ними крестьянского склада – Аркадий Пластов. При лаконизме и скупости средств художнику удалось передать поразительную силу и глубину каждого образа: открытые лица, сосредоточенные и спокойные взгляды.
Наследниками богородской традиции, испытавшими на себе влияние народного лубка и одновременно искусства профессиональных живописцев, стали умельцы учебно-столярной мастерской, открытой в имении Абрамцево Е.Д. Поленовой (ныне Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В.М. Васнецова). Образы работ мастеров-резчиков, представленные на выставке, пластически ясны и выразительны. В них чувство восхищения незамысловатыми персонажами скоморохами, ряжеными, крестьянами соединилось с мягким народным юмором. Игрушки с простыми механизмами и игрушки-скульптуры представляют собой искусно выполненных животных из народных сказок: коней, медведей, лосей, оленей. В этих них выражены уважение к труду и интерес к фольклору.
В начале XX века такой подход становится общей философией как мастеров богородского промысла, так и художников русского реалистического искусства. Доказательством того является коллекция деревянной игрушки, выполненная Аркадием Пластовым. Однако эта сфера русской культуры тесно связана не только с биографическими страницами жизни художника, когда он делал игрушки для своего сына, а потом и внука, но и с необыкновенной его любовью к родному краю. Всё творчество Аркадия Пластов направлено на сохранение культурных и нравственных ценностей русского народа.
Выставка «Богородская игрушка и ее авторы» уникальна обращением к личности и почерку мастеров-резчиков, имя которых чаще всего оставалось неизвестным. Индивидуальность в сочетании с традицией объединяет основателей богородской артели 1930-х годов с современными мастерами-резчиками из Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени В.М. Васнецова, творчество русского реалистического художника Аркадия Пластова с основами народной культуры.