30.05 15:00
30.05 16:00
Открытие выставки «Японская гравюра Укиё-э ХVIII-ХIХ вв.»
Музей изобразительного искусства ХХ-ХХI вв.
2018-05-30T15:00:00+03:00
2018-05-30T16:00:00+03:00
Открытие выставки «Японская гравюра Укиё-э ХVIII-ХIХ вв.» @ Музей изобразительного искусства ХХ-ХХI вв.

Впервые в Ульяновске представлена уникальная выставка искусства Японии из частной коллекции Кирилла Данелия (Москва), известного российского художника, коллекционера, антиквар, почетного академика Российской Академии художеств. К.Данелия окончил Школу-студию МХАТ по специальности «Художник-технолог». С 1989 по 2002 год жил и работал в Нью-Йорке. С 2002 года Кирилл Данелия является владельцем собственной галереи, специализирующейся на античности и Древнем Востоке. Персональные выставки К.Данелия неоднократно проходили в Москве и других городах России, в США, Швейцарии, Великобритании, Ирландии. Его произведения хранятся в собраниях Московского музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Ивановского областного художественного музея, Тверской областной картинной галереи, а также во многих частных коллекциях в России и за рубежом.

Укиё-э (дословно — «картины зыбкого мира») – обобщенное название жанра японской живописи и ксилографии, основной темой которого являются радости повседневной жизни. Название состоит из понятий «уки» (зыбкий, или бренный), «ё» (мир) и «э» (картина, или изображение).

На выставке представлены уникальные гравюры эпохи Эдо (1603-1868). Как правило, композиции изображали сцены из повседневной жизни и развлечения, такие как танцевальные праздники, любование годовыми сезонами и т.д. Новый жанр быстро полюбился представителям «прочих сословий» (купцам и ремесленникам) трех главных городов Японии – Киото, Осаки и Эдо. Задействованные в процессе производства художники, резчики и печатники совершенствовали технологию печати, что со временем позволило им добиваться таких эффектов, как отражения на водной глади или же тисненая текстура. Ко времени, когда жил работал самый известный японский художник в жанре укиё-э Кацусика Хокусай (1760-1848 г.г.) при печати листов использовалось уже до двадцати различных цветовых блоков. Бидзин-га (картинки с красавицами) стал одной из основных тем для ксилографии.

Ярчайшими мастерами этого жанра являются художники Судзуки Харунобу (1724–1770 г.г.), Китагава Утамаро (1753-1806 г.г.), Кэйсай Эйсэн (1790-1848), Кикукава Эйдзан (1787-1867). Работы Хокусая в 1790-х годах положили начало популярности листов с ландшафтами, за пределами Японии являющимися наиболее узнаваемыми ксилографическими работами художников стиля укиё-э. Развитие ландшафтной темы в ксилографии продолжил Андо Хиросигэ (1797-1858 г.г.). Жанр муся-э (картинки с воинами) на выставку представлен гравюрами Утагава Ёсикадзу, Утагава Куниёси (1798-1861 г.г.). Искусство эпохи Мэйдзи (1868-1912) — исторический период кардинальных реформ и перемен. Именно эпоха Мэйдзи стала периодом взаимопроникновения японской и западной культур.

Традиции гравюры укиё-э были продолжены мастерами Цукиока Ёситоси (1839-1892), Кэика Хасэгава, чьи произведения представлены в экспозиции. Завершают выставку кимоно эпохи Сёва (1926 –1989), название которого переводится как «Просвещенный мир». Этот период является самым долгим в истории современной Японии.