Евгений Антонов, Александр Садчиков
Логистический пункт НАТО в Ульяновске откроют в ближайшее время.
Транзитный пункт НАТО в Ульяновске, из-за которого в районе местного аэродрома прошла голодовка протеста, все-таки будет открыт. Все согласования на уровне экспертов завершены, осталось только решить вопрос политически, заверили вчера «МН» в МИДе. Примет ли это решение уходящий кабинет министров или это сделает уже новое правительство после инаугурации Владимира Путина в мае, неизвестно. Последние сомнения относительно целесообразности идеи развеял вчера сам Путин. «Нашим национальным интересам соответствует поддержание стабильности в Афганистане, и мы публично говорим об этом: мы будем вам помогать, поэтому транзит будем обеспечивать», — заявил премьер, выступая в Госдуме.
В российском МИДе считают некорректным называть перевалочный пункт под Ульяновском, который будет использовать для транзита грузов Международных сил содействия безопасности в Афганистане, «базой» и даже «транзитным центром». «Это механизм, процесс, а не какой-то пункт хранения», — заявил вчера журналистам замдиректора департамента общеевропейского сотрудничества МИДа Юрий Горлач. По его словам, «речь идет исключительно о технологическом процессе прохождения таможенных грузов», который полностью соответствует резолюции Совет Безопасности ООН, «никаких договоров или соглашений с НАТО о транзите грузов заключаться не будет».
Аккуратность дипломатов в выборе терминов легко понять, если учесть политический фон. В минувшую субботу по России прокатилась волна коммунистических митингов против «оккупации НАТО». В воскресенье активисты КПРФ в Ульяновске начали бессрочную голодовку в палаточном лагере возле аэропорта. Вице-премьер, бывший представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин в своем твиттере назвал тех, кто говорит про базы НАТО в РФ, «или провокаторами, или просто идиотами».
С технической точки зрения транзитный пункт в Ульяновске должен представлять собой склад, где будет действовать таможенный режим. Персонала из стран НАТО там не планируется — транзитом грузов будут заниматься коммерческие фирмы, в том числе российские. Транзит будет состоять из трех частей: по территории России грузы пойдут по железной дороге, от станции Ульяновск-3 до взлетной полосы аэродрома — автомобилями, ну а участок Афганистан — Ульяновск грузы будут пролетать. На протяжении всего маршрута грузы будут сопровождать таможенники. В российском МИДе подчеркивают, что через Ульяновск пойдут грузы невоенного назначения и что любой контейнер, при наличии подозрений, российские власти смогут вскрыть.
«Американцы в Афганистане воюют и за российские интересы, — заявил «МН» президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. — И это обстоятельство рассматривается нашим руководством. Если представить список военных угроз, которые сейчас существуют у России, то это возврат талибов и колоссальная радикализация афганской политической жизни. Тогда нам придется туда посылать солдат и проливать кровь, а сейчас мы решаем эту проблему за счет американского налогоплательщика». То, что вокруг этого объекта существует «политическая истерия», эксперт объясняет внутриполитическими причинами в России — «ее разжигают те, кто кричал, что НАТО наша главная угроза».
Для Москвы существуют и сугубо коммерческая выгода от проекта. Дипломатический источник «МН», пожелавший сохранить анонимность, оценил общий объем рынка транзита НАТО примерно в $1,5–3 млрд. Российский бюджет получит деньги за транзит в виде грузового тарифа за провоз контейнера по территории страны, а также налогами, которые заплатят участвующие в сделке российские компании. «Воздушные перевозки в Афганистан будут осуществлять исключительно российские авиакомпании», — добавил наш собеседник, назвав в числе возможных операторов авиакомпанию «Волга-Днепр». В самой компании получить комментарии вчера не удалось.
По словам специалистов компании «Трансконтейнер», занимающейся контейнерными перевозками, провоз большого контейнера длиной 40 футов (около 13 метров) и весом до 30 тонн из Риги в Ульяновск обойдется чуть более чем в 70 тыс. руб. Для сравнения, стоимость транспортировки такого же контейнера железной дорогой по территории Афганистана из-за повышенных норм безопасности может составить $9 тысяч.