Автопроизводители, стремясь продемонстрировать потребителям уверенность в высоком качестве своей продукции, устанавливают гарантийный срок на автомобили. Однако стоит машине забарахлить, рекламные обещания часто оборачиваются очередями в автосервис, долгими ожиданиями ремонта или вовсе отказом. Региональное Управление Роспотребнадзора провело анализ устанавливаемых ульяновскими автодилерами гарантийных обязательств и нашло в них большое количество противоречий действующему законодательству.
Если в течение гарантийного срока в автомобиле обнаружена поломка, нужно без промедления обратиться либо к изготовителю, либо в уполномоченную им официальную сервисную организацию с требованием гарантийного ремонта. Желательно требование заявить в письменном виде в двух экземплярах, советуют в Роспотребнадзоре.
Однако, как правило, ремонта приходится ждать очень долго – в автосервисе предлагают дождаться дня, когда машину можно доставить специалистам. Так вот, по Закону №2300-1 «О защите прав потребителей» вы не обязаны записываться, заранее предупреждать о приезде и т.п. Вы имеете право приехать в рабочие часы официального сервиса и потребовать незамедлительно приступить к гарантийному ремонту автомобиля – в этом случае момент обращения с требованием о его ремонте и момент его передачи в ремонт будут совпадать. Просто приезжайте в любой удобный вам официальный сервис и настаивайте на незамедлительном принятии у вас автомобиля в ремонт. Единственная законная очередь – это очередь в самом сервисе, у стойки гарантийного инженера.
Автодилеры стремятся всячески обойти это требование закона, заключая с покупателем письменное соглашение об установлении максимально возможного срока устранения неполадок – 45 дней. Если продавец также является и уполномоченной сервисной организацией, то в договоре купли-продажи он часто навязывает выгодное ему условие о том, что недостатки устраняются в 45-дневный срок. Однако это условие действительно только при осуществлении гарантийного ремонта автомобиля в этом сервисе и не распространяется на ремонт у других официалов. К ним и следует обращаться. Важно понимать, что соглашение о сроках ремонта – не обязательно отдельный документ, это может быть малозаметная строчка в заказ-наряде, акте приема-передачи автомобиля или в ином документе, оформляемом при сдаче автомобиля в гарантийный ремонт. Если увидите такую строку – зачеркните ее, а рядом напишите: «С данным сроком не согласен, требую ремонт провести в сроки, установленные статьей 20 Закона № 2300-1». И поставьте свою подпись.
Сделайте так на обоих экземплярах этого документа.
Автомобиль может находиться в ремонте по гарантии ровно столько, сколько нормо-часов требует ремонт в соответствии с заводской документацией. То есть максимальный срок гарантийного ремонта равен необходимому минимальному времени для устранения недостатка. Определить этот срок легче после ремонта достаточно посмотреть в итоговом заказ-наряде сколько нормо-часов фактически занял ремонт – это и есть максимальный срок для ремонта автомобиля.
Почему это так важно? «Дело в том, что за каждый день просрочки этого самого срока официальный сервис должен вам заплатить неустойку в размере 1 процента от стоимости автомобиля, – говорится в пресс-релизе Роспотребнадзора. Более того, нарушение сроков гарантийного ремонта является основанием для расторжения договора куплипродажи автомобиля или его замены на новый. Можно покататься на автомобиле три года гарантийного срока или 99 из 100 тысяч гарантийного пробега, сдать автомобиль в гарантийный ремонт, а при его просрочке (как и при наличии прочих просрочек в прошлом) вернуть 100 процентов его стоимости или заменить без доплаты на новый».
Чтобы избежать ответственности, сотрудники автосервиса стараются не оставить у потребителя важных документов, которые позволят ему потом отстаивать свои права. Не попадитесь на эти уловки. Делайте копии всех документов, оставляя оригиналы себе.
Когда в гарантийном автомобиле проявляется недостаток, обычно автосервис предлагает владельцу пройти «диагностику» или «дефектовку», предупреждая, что если недостаток не проявится, нужно будет ее оплатить. Это незаконно. Как незаконно и навязывание услуги мойки авто перед началом ремонта, заявляют в Управлении.
В силу пункта 7 статьи 18 Закона Российской Федерации от 7.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» доставка автомобиля для гарантийного ремонта и (или) возврат потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). Если автомобиль можно доставить в гарантийный ремонт своим ходом, так и сделайте. Но если это невозможно или характер дефекта автомобиля согласно руководству по эксплуатации не позволяет передвижение автомобиля, звоните в сервис и вызывайте бесплатный эвакуатор.
Дмитрий Минаев